Моцарт и Сальери: два взгляда на легенду
№ 2 (1240), февраль 2006
Так назывался концерт, подготовленный межфакультетской кафедрой фортепиано под руководством проф. А. В. Самонова (ко всему прочему, обладающего даром удивительного организатора).
Действительно, легенда об отравлении Моцарта давно и прочно укоренилась в сознании. Маленькая трагедия А. С. Пушкина, ее блестящая экранизация М. Швейцером (В. Золотухин в роли Моцарта и И. Смоктуновский – в роли Сальери), книга Д. Вэйса («Убийство Моцарта»), опера Н. А. Римского-Корсакова, различные домыслы и предположения в биографических изданиях — вот ассоциативный ряд, всплывающий в памяти при упоминании имени Антонио Сальери. Музыку же его мы знаем мало, она все еще редко исполняется. Состоявшийся концерт как раз и восполнил недостающую музыкальную информацию. «Гений и талант» — таков взгляд на тему. Не слухи и подозрения, но музыка отвечает на вопросы и помогает «понять различие между великим и основательным, прекрасным и приятным, блистательным и хорошо сделанным» (Л. Кириллина).
Непривычно долгий — почти четыре часа — концерт словно перенес нас в ту эпоху, когда концерты именно столько и продолжались. Вундеркинд Моцарт, не обладавший крепким здоровьем, случалось, падал в обморок от переутомления. Нет-нет, мы, слушатели, ничуть не сетовали на сии длинноты – мастерская организация и достойное исполнение не позволили расслабиться. Особое значение в раскрытии идеи имела необычайно удачная структура концерта. Оба отделения были выстроены наподобие трехчастной музыкальной формы, крайние части которой образовали номера из композиций Моцарта, а середину – произведения Сальери. Двадцать четыре композиции в разных жанрах высветили многие грани стиля гения, но не забыли и талант. Причем музыка Сальери была преподнесена не только непосредственно, но и опосредованно – в виде тем, на которые написаны вариации других авторов – Моцарта и Бетховена. Вариации Моцарта на тему Сальери (Я. Тимофеев, класс А. А. Вершинина) были сыграны легко, ярко и блестяще. Не факт, что мы определили бы эту тему как не моцартовскую: стиль эпохи — общий, и оба композитора «исходили» из него. Так же выразительно были преподнесены вариации Бетховена на тему Сальери (Е. Карпикова, класс А. В. Самонова). Исполнительница замечательно выстроила «превращения» темы Сальери в тему Бетховена, как бы перекинув «мост» от музыки века 18-го к веку 19-му.
Небольшое отступление, навеянное тематикой концерта. Нам неизвестно, существовали ли вариации Сальери на тему Моцарта. В истории нет «если бы», и это уже из области наших размышлений, вопросов и догадок: может быть, итальянский композитор чувствовал себя настолько самодостаточным, что у него даже не возникало мысли обратиться к моцартовским темам? Или же наоборот – Сальери понимал недосягаемость (для себя) высоты, красоты и силы гения («Ты, Моцарт – Бог»)?
Но вернемся к концерту. Фортепианные дуэты порадовали высоким качеством ансамбля. Соната ре мажор для двух фортепиано Моцарта (исп. А. и Т. Шатковские, класс А. А. Вершинина) и «Дуэттино-кончертанте» фа мажор (Е. Лобзенёва и К. Смесов – класс Д. Юрыгиной) искрилась моцартовской солнечной энергией. Контрастом к сверкающей динамике моцартовских аллегро прозвучала элегическая Фантазия для фортепиано в четыре руки (Г. Рымко и Н. Ренёва – класс Ю. Д. Муравлёва). Примечательно, что в подготовке фортепианных ансамблей была проделана не только значительная исполнительская работа, но и выполнены переложения моцартовских «Маленькой ночной серенады» для фортепиано в четыре руки (С. Касятова и Е. Канакина – класс А. В. Самонова) и Финала Квинтета ми-бемоль мажор для фортепиано в восемь рук (А. Жижкин, М. Лопатин, Г. Свирин и А. Митина – ученики четырех педагогов – Е. С. Карпинской, М. С. Евсеевой Е. М. Соколовой и В. А. Коробова). Пианистам удалось передать и непринужденное порхание струнных в «Маленькой ночной серенаде», и оркестровое богатство тембров в финале Квинтета, исполнение которого можно назвать поистине отважным.
Полифонично, с выверенным чувством формы прозвучали камерно-инструментальные ансамбли. Сдержанно-благородная первая часть Квинтета для фортепиано и духовых Моцарта (И. Великанов (фортепиано), М. Чекрыгин (гобой), В. Урюпин (кларнет), Ю. Кассихина (валторна), С. Дрожжин (фагот) — класс В. А. Коробова) явила нам Моцарта умиротворенного. Контрастный динамично-радостный образ представил моцартовский Дивертисмент (Н. Палицына (скрипка). А. Павловский (виолончель), А. Суслова (фортепиано) — класс Е. С. Карпинской). Ансамбли были сыграны хорошим сочным звуком, сочетающим силу и легкость.
Сальери в этом разделе программы «отметился» Двойным концертом для флейты и гобоя с камерным оркестром (А. Хаскин (флейта), А. Балашев (гобой), В. Губайдулина (фортепиано) — класс А. В. Самонова): виртуозные дуэт и состязание инструменталистов поддержала блестяще сыгранная партия фортепиано. Музыка очень популярного (во времена Моцарта) и почитаемого композитора звучала «красиво и приятно».
И вновь переключение в мир Моцарта. Блестящие Анданте до мажор и Рондо ре мажор для флейты с оркестром (А. Хаскин (флейта), С. Снигирёва (фортепиано)) и Финал Двойного концерта для флейты и арфы с оркестром (П. Студенников (флейта), Н. Куприянова (арфа), Е. Мусаэлян (фортепиано) — класс Н. Т. Мартиросян) дали возможность услышать разницу в звучании деревянных духовых инструментов у Сальери и Моцарта (кстати, интересная тема для исследования). В завершении концерта прозвучала первая часть знаменитого Квартета соль минор КV 478 (В. Сергеев (скрипка), А. Кислицина (альт), И. Агина (виолончель), И. Селиванова (фортепиано) — класс В. Л. Гинзбурга). Зрелое во всех отношениях исполнение передало драматические грани музыки.
Наконец, стройный ряд вокальных номеров образовал «концерт в концерте». Моцарт был представлен «будничным» ворчанием Лепорелло (А. Ферзба, партия фортепиано — Н. Москаленко, класс А. А. Мамедовой), первозданной трогательностью Керубино (А. Викторова – С. Сазонов, класс Ю. А. Туркиной), пленительной грацией Сюзанны (Р. Талыпова – М. Горелова, класс А. А. Мамедовой), блестящим «примадонным» Рондо мадемуазель Зильберкланг из оперы «Директор театра» (Д. Зыкова, партия фортепиано – К. Сергеев, класс Н. Д. Юрыгиной). Сальери – «шлягером » того времени – арией Петра из «Страстей господа нашего Иисуса» (Р. Богатов – А. Чеботарёв, класс Е. В. Андреевой и Е. П. Месснер), арией Астазии из оперы «Аксур – царь Ормуза» (С. Кухнова – Е. Цыкина, класс Н. Е. Бельковой) и «основательной» героической Арии Альсидора из оперы «Пальмира» (Н. Карцев – С. Кухнова, класс Н. Е. Бельковой). Затем мы снова возвратились к женским образам Моцарта – исключительно артистичной арии Фьордолиджи (Е. Агеева – К. Чудовский, класс Е. С. Карпинской), нежной Аллилуйе (Г. Сапожникова – Т. Будаева, класс Н. Т. Мартиросян) и приберегаемому к концу вечера дуэту-фейерверку Марселины и Церлины из «Свадьбы Фигаро» (А. и П. Васины – О. Парфёнова, класс Ю. А. Туркиной). Новое поколение академических оперных певцов порадовало динамикой и энергией, объединяющих в гармоничное целое голос и внешние данные, игру и сценическое движение. Все это позволяет творить образ живо и непосредственно, «здесь и сейчас».
И последнее. Слова благодарности Анатолию Васильевичу Самонову и всем педагогам и студентам, подготовившим этот замечательный вечер. Энергия творческого единства, вовлеченности и увлеченности передалась нам, слушателям. Мы знаем: нас ждут новые уникальные вечера.
Юлия Николаева