И вечно древо зеленеет
№ 1 (1239), январь 2006
Московская консерватория основана в 1866 году Н. Г. Рубинштейном — выдающимся пианистом, дирижером, композитором, общественным деятелем, возглавлявшим Московское отделение Императорского русского музыкального общества, под патронатом которого разворачивалось становление и развитие учебного заведения.
Пройденный Московской консерваторией исторический путь зафиксировал много высоких свершений, художественных побед и творческих открытий. Мировое признание пришло к ней еще в первый период деятельности благодаря тому, что здесь преподавали великие музыканты, — П. И. Чайковский, Н. Г. Рубинштейн, С. И. Танеев, В. И. Сафонов. Среди выпускников Московской консерватории, сделавших ее знаменитой во всем мире, — гениальные композиторы и пианисты С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер. Исполнительские традиции были продолжены такими корифеями русской фортепианной школы, как А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, С. Е. Фейнберг, Г. Г. Нейгауз.
В 1901 году Московская консерватория обрела уникальный архитектурный ансамбль, построенный по инициативе одного из ее выдающихся директоров — В. И. Сафонова. Ныне вуз располагает тремя учебными корпусами и тремя концертными залами, отличающимися превосходной акустикой: грандиозным Большим (1737 мест) и великолепными камерными — Малым (436 мест) и Рахманиновским (252 места).
На сценах этих залов выступали прославленные российские и зарубежные исполнители — пианисты С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, органист Шарль Видор, певцы А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин, виолончелисты А. А. Брандуков, С. М. Козолупов, хормейстеры А. Д. Кастальский, Н. М. Данилин, А. В. Свешников, дирижеры С. А. Кусевицкий, Бруно Вальтер. Здесь осуществились премьеры сочинений Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна.
По предложению замечательного русского ученого, писателя князя В. Ф. Одоевского Московская консерватория изначально была задумана как центр не только музыкального искусства, но и музыкальной науки. Труды и учебные пособия ее профессоров известны во всем мире — от Учебника по гармонии П. И. Чайковского до Учебника по гармонии Ю. Н. Холопова. История, теория музыки, эстетика всегда являлись важнейшими слагаемыми в образовании, которое получали студенты в alma mater.
Магистральное направление в деятельности вуза с первых дней составляют просветительские концерты, лекции, которые проводятся на благотворительной основе и ориентированы на широкие круги слушателей — как взрослых, так и юных.
В 1940 году в дни празднования 100-летия со дня рождения П. И. Чайковского Московской консерватории было присвоено его имя.
В 1941 году многие педагоги и студенты ушли на фронт, защищая Родину в эпоху Великой Отечественной войны. Имена погибших навеки занесены на Доску боевой славы МГК.
После Победы начался новый расцвет Московской консерватории. О бурном взлете ее композиторской школы свидетельствуют имена таких выпускников, как С. А. Губайдулина, Э. В. Денисов, Б. А. Чайковский, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрин, А. Я. Эшпай.
Мировое признание МГК обрела благодаря победам ее воспитанников на Международных конкурсах — назовем пианистов Л. Н. Оборина, Я. И. Зака, Я. В. Флиера, скрипачей Д. Ф. Ойстраха, Л. Б. Когана, В. В. Третьякова, В. Т. Спивакова, альтиста Ю. А. Башмета, виолончелистов М. Л. Ростроповича, Н. Н. Шаховскую, Н. Г. Гутман, дирижера Г. Н. Рождественского, вокалистов И. К. Архипову, Е. В. Образцову. Многие их выступления зафиксированы в записях, которые ныне переводятся на современные носители и становятся важным вкладом Московской консерватории в музыкальную культуру и образование во всем мире. С 1958 года в стенах консерватории каждые 4 года проходит Международный конкурс им. П.И.Чайковского.
С середины XX века в МГК учатся посланцы разных стран мира. Среди блестящих выпускников — вокалисты Николай Гяуров (Болгария), Беатрис Парра (Эквадор), Кертис Уотсон (Ямайка), пианисты Лю Ши Кунь (Китай), Артур Морейра-Лима (Бразилия), Раду Лупу (Румыния), Иво Погорелич (Югославия), Дан Тхай Шон (Вьетнам), виолончелистка Жаклин Дю Пре (Великобритания).
На рубеже тысячелетий в Московской консерватории появились новые кафедры, факультеты, отделы. В настоящее время учебное заведение насчитывает восемь факультетов: фортепианный, оркестровый, вокальный, дирижерский, исторического и современного исполнительского искусства, композиторский, историко-теоретический, повышения квалификации.
Помимо девятнадцати кафедр, работающих на факультетах, существует девять межфакультетских: камерного ансамбля и квартета, концертмейстерского искусства, истории и теории исполнительского искусства, межфакультетская кафедра фортепиано, кафедры современной музыки, русского, иностранных языков, а также гуманитарных наук и физического воспитания. Многие выпускники консерватории — исполнители, музыковеды, композиторы — не расстаются с alma mater, продолжая совершенствовать мастерство в аспирантуре.
Важное место в Московской консерватории издавна занимают научные отделы. Некоторые из них — Научная музыкальная библиотека имени С. И. Танеева, Лаборатория звукозаписи и электронной музыки, Научный центр народной музыки имени К. В. Квитки — успешно работают на протяжении десятилетий. Деятельность других в силу разных причин была прекращена, но потом возродилась вновь — Научный центр русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского, Музей имени Н. Г. Рубинштейна. Третьи — Центр современной музыки, Вычислительный центр, Центр «Музыкальные культуры мира» — возникли в последние годы.
С 1938 года регулярно выходит газета «Российский музыкант» (до 1991 года называлась «Советский музыкант»), с 1998 — приложение «Трибуна молодого журналиста», в которой публикуются студенты.
Во все времена Московская консерватория поражала необыкновенным размахом концертной деятельности; в ней участвуют как юные воспитанники учебного заведения, так и их маститые наставники. Сейчас ежегодно организуется около 450 концертов — классные, кафедральные, факультетские вечера. Особое место занимают юбилейные и мемориальные концерты и фестивали, к примеру, «120 лет со дня рождения И. Ф. Стравинского» (2002), «50 лет со дня смерти С. С. Прокофьева» (2003).
Каждый учебный год завершается торжественным вечером в Большом зале с участием лучших выпускников консерватории; многие из них стали за время учебы лауреатами всероссийских и международных конкурсов. Огромной популярностью пользуется у москвичей Университет музыкальной культуры, который на протяжении десятилетий возглавляет профессор Е. М. Царева.
Необыкновенно разнообразны студенческие коллективы, выступающие в консерваторских и других залах, отечественных и зарубежных: Хор студентов дирижерского факультета (художественный руководитель — проф. С. С. Калинин), Камерный хор (художественный руководитель — проф. Б. Г. Тевлин), Симфонический оркестр студентов младших курсов (художественный руководитель — доц. А. А. Левин), Симфонический оркестр студентов старших курсов (художественный руководитель — проф. Л. В. Николаев), Камерный оркестр (художественный руководитель — С. Д. Дяченко), Камерный оркестр «Московия» (художественный руководитель — проф. Э. Д. Грач), Оперный театр (художественный руководитель — проф. А. Н. Якупов), Фольклорный ансамбль (художественный руководитель — проф. Н. Н. Гилярова), «Студия новой музыки» (художественный руководитель — проф. В. Г. Тарнопольский, дирижер — проф. И. А. Дронов).
В историю Московской консерватории вошли прославленные музыканты, возглавлявшие ее в разные годы — Н. Г. Рубинштейн, С. И. Танеев, В. И. Сафонов, М. М. Ипполитов-Иванов, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, В. Я. Шебалин, А. В. Свешников. 31 мая 2005 года, Московская консерватория выбрала нового ректора. Им стал народный артист РФ, заведующий кафедрой камерного ансамбля и квартета, профессор Т. А. Алиханов. Ученик выдающегося пианиста, профессора Л. Н. Оборина — Т. А. Алиханов в исполнительской и педагогической деятельности следует заветам своего замечательного наставника.
Сегодня Московская консерватория развивает традиции, восходящие к ее истокам. Консолидация разных поколений — умудренных опытом музыкантов и их юных учеников, неразрывная связь с прошлым и, одновременно, постоянная устремленность в будущее, углубленное постижение искусства и неутомимая просветительская деятельность — все это позволяет осуществлять крупные, масштабные проекты. Среди самых значительных событий последних лет — имевшие широкий общественный резонанс фестивали, в подготовке и проведении которых объединились усилия всего учебного заведения: «200 лет со дня рождения М. И. Глинки» (2004), «60 лет Памяти» (2005), «140 лет Московской консерватории» (2005–2006). Художественный руководитель фестивалей — проректор по научно-творческой работе, профессор Е. Г. Сорокина, а участники — почти все педагоги и воспитанники учебного заведения, его выпускники и представители родственных учреждений России и зарубежных стран.
Верность гуманистическим идеалам, титанический труд, без которого немыслимо совершенствование мастерства, бескорыстное служение музыкальному искусству — вот то, что помогает Московской консерватории ныне, как и прежде, выполнять свое главное предназначение: сохранять «защитный» слой нашей жизни — духовную культуру.
Директор Музея им. Н. Г. Рубинштейна,
старший научный сотрудник,
кандидат искусствоведения
Е. Л. Гуревич
На снимке: старое здание консерватории