Новогодний бал с «Московией»
№ 8 (1238), декабрь 2005
Уже который год третьего января публика спешит в Большой зал Московской консерватории, где ее ждет «Новогодний бал». Так называется праздничная концертная программа, которую ежегодно дарит публике камерный оркестр «Московия» и его организатор — бессменный художественный руководитель и дирижер Эдуард Грач. В этом году «Новогодний бал» окрашен в юбилейные тона — в декабре уходящего года коллективу исполняется 15 лет, а руководителю — 75!
«Московия» сегодня — второй камерный оркестр Московской консерватории, учебный оркестр, где играют наши студенты и аспиранты, которые постигают вершины ансамблевого оркестрового мастерства с помощью своего профессора Э. Д. Грача. И одновременно «Московия» — широко известный музыкальный коллектив с обширным репертуаром, включающим произведения Вивальди, Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Брамса, Грига, Чайковского, Шостаковича. Шнитке, Щедрина, многочисленные миниатюры, переложения и обработки известных сочинений. За прошедшие годы оркестру аплодировали слушатели Италии, Германии, Франции, Греции, Югославии, Польши, Кипра, Китая, Эстонии, Хорватии, Македонии, не говоря о многочисленных родных городах и весях.
И в столице, словно оправдывая свое название, оркестр «Московия» выступает много. Он постоянный участник двух филармонических абонементов, которые пользуются большим успехом у московской публики — «Играет и дирижирует Эдуард Грач» в Большом зале и «Эдуард Грач и ученики» — в Малом. Консерваторские стены давно приняли оркестр под свои своды, хотя статус собственно консерваторского концертного подразделения он приобрел лишь несколько лет назад. Видимо, «де юре» установился порядок вещей, заложенный «де факто» в самом принципе формирования коллектива.
Уникальность камерного оркестра «Московия» — в его составе. Все скрипачи — ученики консерваторского класса профессора Э. Д. Грача. Это единая школа скрипичного музицирования, с характерными для их Учителя наполненным выразительным звуком, манерой игры, аппликатурой, штрихами… Дирижер-инструменталист в камерном оркестре, собственными пальцами чувствующий природу инструмента, — это всегда плюс. А если дирижер — учитель, который ежедневно формирует в тебе музыканта, контакт и понимание с которым присутствуют на «телепатическом» уровне? Тем более учитель, у которого ученики ежегодно привозят высокие награды с престижнейших международных конкурсов? Профессор Э. Д. Грач, сам победитель нескольких международных конкурсов скрипачей, замечательный педагог, в роли дирижера — главная составляющая большого и заслуженного успеха «Московии».
Преемственность традиций, глубоко уважительное отношение к учителю заложены в оркестре на «генетическом» уровне. Ведь поводом для возникновения коллектива послужило именно такое событие: готовясь к выступлению на торжественном концерте в честь 100-летия со дня рождения своего выдающегося педагога — профессора А. И. Ямпольского, Э. Д. Грач решил сыграть «Зиму» из «Времен года» Вивальди и несколько пьес Крейслера со «своим» камерным оркестром. В него вошли студенты-скрипачи его консерваторского класса, которые сами выбрали и пригласили других консерваторцев — альтистов, виолончелистов… Так пятнадцать лет назад, 25 декабря, и родилась «Московия».
Разумеется, в оркестре все время происходит ротация — «оперившиеся» молодые музыканты периодически уходят в свою большую исполнительскую жизнь. Кто-то раньше, кто-то позднее. Маэстро никого не задерживает, но и не просит уйти — атмосфера сотворчества владеет всеми и каждым, от нее трудно отказаться. Тем более что есть и еще один «фирменный знак» коллектива: в нем любой участник — одновременно и оркестрант, и солист.
Слово «оркестрант» вообще не совсем точно отражает сущность музицирующих в «Московии». Точнее, наверное, — «ансамблист». Э. Д. Грач считает свой оркестр ансамблем солистов, и они таковыми являются как в переносном, так и в прямом смысле. И не только потому, что занятия в оркестре оказываются продолжением уроков в индивидуальном классе, но и потому, что здесь почти на равных можно осваивать оба направления творческой деятельности — солиста и оркестранта. Это снимает возможный дискомфорт, когда студент, ощущающий себя только солистом, всячески избегает оркестровой практики и в будущем может столкнуться с большим разочарованием в становлении собственной карьеры.
Маэстро Э.Грач дает возможность своим музыкантам готовить и играть сольные партии со своим же оркестром. Нередко одну сольную программу готовят несколько исполнителей, и даже в одном сочинении могут поочередно солировать разные музыканты. Например, в «Венском карнавале» Паганини темы tutti играют все, а вариации — каждый раз новый солист, причем там есть вариации и у альтов, и у виолончелей. Это очень эффектный прием, когда исполнитель выходит прямо на сцене из оркестра, выступает в виртуозной сольной партии и затем возвращается назад в оркестр, уступая место новому солисту. Только музыкант поймет всю сложность задачи, не только технической, виртуозной, но и психической — ведь должна происходить моментальная смена установки с индивидуалистичной на коллективно-ансамблевую и обратно. Замечательный тренинг для молодого «свободного художника»!
Оркестр «Московия» много аккомпанирует и своему профессору. А на открытии IV Международного конкурса имени А.И.Ямпольского (который будет проходить в залах ЦМШ и Московской консерватории) 24 апреля будущего года «Московия» даст программный вечер: «Профессора консерватории играют произведения Моцарта». Среди участников-солистов — И. Бочкова, Э. Грач, В. Иванов, В. Кравченко, Фролов, М. Яшвили…
Завершается еще один круговорот в природе — на пороге Новый год. И будет в каждом доме сверкающая елка и торжество с пожеланиями здоровья и счастья. И будет «Новогодний бал» в Большом зале — веселый праздник музыки с интригующими масками во время исполнения искрящихся как шампанское вальсов Штрауса и «Венского карнавала» Паганини, с захватывающими танго Пьяццоллы и другими милыми сюрпризами… С наступающим Новым годом, дорогие любители музыки!
Проф. Т. А. Курышева