Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

И блаженство, и безнадежность

№ 7 (1237), ноябрь 2005

«Блажен, кто смолоду был молод», — сказал поэт. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые», — дополнил его другой. Стократ блаженными оказались мы, попавшие и мир пушкинских героев: в оперной студии МГК сдавали дипломный спектакль — «Евгений Онегин» Чайковского, и не в ватниках, и не в дискотечном интерьере, а в соответствующей тридцатым годам XIX века исторической оправе.

Восхитила замечательная находка режиссера. В отсутствии занавеса артисты выходили и замирали, как в «стоп-кадре», и эти застывшие портреты оживали с появлением в центре Маэстро (следует отдать должное прекрасному коллективу оркестрантов под управлением проф. А. Н. Якупова). И хотя незамысловатые декорации напоминали о студийной постановке «Орфея» с его эталонно-ценностной античной колоннадой, именно ее остроумная трехъярусность как нельзя компактнее решала множество сценических задач (чего стоит появление главного героя с органных «высот», как из гигантской гудящей ракушки: вот уж поистине явление боттичеллиевской Венеры, надевшей мужской наряд). Несколько выбивались из общей тональности «униформисты» в современной одежде, меняющие по-шекспировски лаконичные декорации (в сцене бала яркие цветы в вазе, перед дуэлью сухие ветки). Но, может быть, это единая линия, объединяющая артистов и публику, «век нынешний и век минувший».

О, премудрый Петр Ильич! Действительно, этот блеск и трепет молодых сил не затмить мастерством оперных корифеев. Дипломники Елена Болотова — Татьяна (класс проф. Ю. А. Григорьева) и Константин Степанов — Ленский (класс проф. Л. И. Болдина), близкие проникновенностью дарований, продемонстрировали точное попадание в образы, многообразие мельчайших психологических переключений. Елена Болотова покорила не только прекрасным вокалом, но и виртуозной актерской техникой. Без сомненья, ей удалось тонко «прописать» исполнительскую партитуру сложнейших сцен. Радость встречи с любимыми мелодиями подарили слушателям прекрасный бас Петр Новиков (класс проф. А. А. Лошака), чье интеллектуальное прочтение партий уже привлекло к нему внимание московской публики, и Олег Полпудин (класс проф. В. И. Пьявко), порадовавший почитателей теноровых высот своим переливчато-искрящимся тембром. От спектакля к спектаклю набирает уверенность и самоконтроль Евгений Кунгуров — Онегин (класс доц. Б. Н. Кудрявцевой), сумевший справиться с эмоциональным накалом партии и серьезными режиссерскими задачами. Он безукоризненно выполнил сложный пластический рисунок «маятника» в 6-ой картине опер, и попал в «десятку», не пережав в финальной сцене, где так часто исполнители не могут преодолеть оперные штампы. И хотя в мужских партиях расцвели не все верхние ноты, студенты сумели «прожить» сложные судьбы героев и заставить сопереживать зрителей.

Актерские удачи певцов, безупречный вокал главной героини, не хрестоматийные режиссерские решения, сценографические находки, хороший, за небольшими исключениями, исполнительский альянс оркестра и певцов, а, главное, влюбленность участников спектакля в музыку увели слушателей из «тьмы низких истин» в иную реальность. Известный пушкинист В. А. Грехнев писал о «высоком цветении человеческого духа». Хочется пожелать всем неувядаемого цветения на «многая лета»!

Ганна Мельничук

Поделиться ссылкой: