Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Приз в 1000 евро

№ 6 (1236), октябрь 2005

Государственные экзамены у дирижеров в Московской консерватории ознаменовались нетривиальной акцией. Кроме диплома, самому лучшему выпускнику был вручен денежный приз. Нашелся меценат, который захотел поддержать молодой талант, входящий во взрослую самостоятельную жизнь. Этот трогательный благотворительный жест был осуществлен по инициативе Мурада Аннамамедова – народного артиста России, главного дирижера Ярославского Академического Губернаторского оркестра, который был приглашен возглавить госкомиссию на дирижерском факультете. Мурад Атаевич поделился своей болью и желанием как-то помочь консерваторской дирижерской молодежи:

– Как выпускник Московской консерватории я, естественно, переживаю, когда вижу обшарпанные стены и прочие несовершенства своей альма-матер. Одна из реалий сегодняшнего дня, резко контрастирующая с былым статусом Великой Московской консерватории, та, что государство практически полностью перестало поддерживать молодых музыкантов. Раньше, если человек проявлял яркие способности, его посылали на конкурсы, на учебу за рубеж, что являлось важным импульсом для дальнейшей карьеры. Сейчас, молодежи, выходящей из стен Московской консерватории, трудно стартовать: нет финансовых возможностей, хотя поделиться своей дерзостью хочется. Об этом я рассказал потенциальным меценатам в Ярославле, которые регулярно ходят на концерты Губернаторского ярославского оркестра. И один из представителей ярославского бизнеса – директор завода «Красный маяк» Константин Сонин – принял решение учредить в этом году специальный приз в 1000 евро для лучшего выпускника-дирижера. Мы решили назвать его призом Геннадия Рождественского. Получил его вместе с отличным дипломом Вячеслав Валеев. Его дипломной работой стала Третья симфония Бородина, которую сейчас мало исполняют. И приятно, что Валееву в таком не слишком популярном сочинении удалось показать себя несуетным живописцем, что комиссия оценила его по заслугам. Думаю, это серьезная поддержка вступающему в самостоятельную жизнь: сможет или на конкурс поехать, или хотя бы фрак сшить… Эта благотворительная акция, надеюсь, обратит внимание московских меценатов на проблемы молодых музыкантов-выпускников консерватории, вступающим в джунгли современного искусства.

Как вы считаете, что нужно усовершенствовать в нынешней системе подготовки дирижеров?

Мне кажется, необходимо ужесточить требования: и к поступающим, и к обучающимся, и к выпускникам. Может быть я слишком субъективен, но считаю, что в годы моей учебы здесь нас судили строже за гораздо более выразительные художественные результаты. Также хочу обратить внимание на катастрофическое положение студентов-дирижеров в связи с отсутствием собственного производственного оркестра. Все-таки в теории дирижерскую профессию не постигнуть, управляя виртуальным оркестром под два рояля. Как следствие – много технического брака, отсутствие элементарных навыков, «туше». Я напишу об этом в справке ректору Московской консерватории, буду говорить в Роскультуре. Необходимо найти средства на восстановление такого коллектива. Я даже предложил (если проблема не будет пока решена) проводить следующий госэкзамен в Ярославле, где будет нормальный репетиционный график, полноценный оркестр. Сейчас, сотрудничая с оркестром Министерства обороны, ребята сталкиваются с тем, что не все музыканты присутствуют на репетициях, каждый раз – новые солисты-духовики. Это несерьезно. Удалось также провести блиц-интервью с самим Геннадием Николаевичем Рождественским, поинтересоваться о том, как он отнесся к этой замечательной инициативе:

– Чем больше призов, тем лучше. Это стимулирует молодых музыкантов, и прекрасно, что находятся меценаты для искусства. Ведь государство повернуло совсем в другую сторону от культуры.

Однако раньше все жаловались, что, поддерживая искусство, государство диктовало свои законы.

Правильно, но соблюдался баланс между этим давлением и деньгами, которые, тем не менее, государство достаточно выделяло. Сейчас мы все свободны. Но что такое эта свобода, мне пока объяснить никто не может.

Евгения Кривицкая

Поделиться ссылкой: