Новый мир музыки
№ 6 (1236), октябрь 2005
В издательстве «Музыка» вышел в свет учебник для музыкальных вузов «Теория современной композиции» (ответственный редактор – проф. В. С. Ценова). Это – коллективный труд, выполненный преимущественно силами кафедры теории музыки Московской консерватории, ведущими специалистами в данной области. Среди авторов: Ю. Н. Холопов, А. С. Соколов, В. С. Ценова, Т. С. Кюрегян, Г. В. Григорьева, Т. Н. Дубравская, Е. И. Чигарёва, Ф. К. Караев.
Новая книга – беспрецедентное явление в отечественном музыкознании. Посвященная острейшим проблемам музыкального искусства ХХ века, преимущественно его второй половины, она вводит читателя в полностью изменившийся мир сегодняшнего композиторского творчества. Ее теоретическая проблематика, лишь частично освещенная на русском языке в сравнительно немногих статьях и монографиях, мало известна в широких музыкальных кругах. Вместе с тем, новейшее искусство для своего полноценного восприятия настоятельно требует специальных знаний по целому спектру вопросов. Серьезно осложняет ситуацию и то, что традиционные отделы музыкальной науки – гармония, полифония, форма – в своем привычном виде не в состоянии уловить и объяснить специфику новейшей композиции, которая требует их модификации сообразно изменившемуся предмету исследования, а также обращения к прежде периферийным, а ныне первостепенным аспектам (ритм, тембрика и т. д.). К этому добавляется важнейший для теории новой музыки раздел, посвященный современным техникам композиции. Кроме того, столь революционный объект, как новейшая композиция, может быть понят лишь в историческом и эстетическом контексте, поэтому он также содержится в книге, несмотря на ее доминирующую теоретическую направленность.
Всем сказанным обусловлены структура и содержание работы. В ней рассматриваются историко-эстетические вопросы («Музыкальная хронология ХХ века», «Новые эстетические тенденции»), общие теоретические проблемы («Новый звук и нотация», «Музыкальное время», «Ритм», «Гармония», «Полифония», «Тембрика»), основные композиционные техники (двенадцатитоновость и серийность, сонорика, алеаторика, полистилистика, минимализм, «новая сложность», электроакустическая музыка, спектральный метод) и, в итоге, – новая композиция как индивидуальное целое. И именно благодаря комплексному характеру исследования в книге совершен настоящий прорыв к постижению современной музыки.
В представляемом труде не только обобщены и систематизированы уже имеющиеся научные данные из самых авторитетных отечественных и зарубежных изданий, но и предлагаются новейшие, прежде не публиковавшиеся разработки авторского коллектива, заполняющие многие «бреши» в научных знаниях о современной композиции. Учебник с честью выдерживает сравнение с лучшими зарубежными публикациями подобного типа, а по ряду позиций (прежде всего, по широте охвата явлений и, одновременно, глубине рассмотрения) даже превосходит их.
Однако самостоятельной научной ценностью смысл этого издания, безусловно, не исчерпывается. Данная работа может и должна служить учебным пособием самого широкого профиля. Хотя его основной адресат – специализирующиеся в области теории музыковеды и композиторы, издание призвано нести знания по современной композиции и студентам исполнительских специальностей, и концертирующим музыкантам, и педагогам – всем, кто ощущает потребность в «повышении квалификации» в сфере новейшего искусства.
Познание современной композиции не есть узкоспециальная проблема. Это необходимая составляющая познания человеком себя самого, общества и его духовных ценностей. Этому, без сомнения, послужит опубликованное издание.
Профессор В. С. Ценова