Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

О «Сказании…»

№ 5 (1235), сентябрь 2005

Фестиваль к 60-летию Победы в консерватории, Рахманиновский зал, 4 мая 2005, Университет культуры, Малый зал, 15 мая 2005… Отечественная война 1941–1945 — Отечественная война 1812–1815… Зеркало двойное, тройное, ретроспектива времен, лиц, «Голоса» в самом прямом значении этого слова. Еще одно зеркало, о котором следует упомянуть отдельно: те, кто были на сцене, «отражались» на лицах тех, кто сидел в зале. Как? Как эти юные создания организовали такое за немыслимо короткий срок?!

Прошло время, и мне захотелось все-таки понять, в первую очередь для себя, смысл того, что я увидела тогда на сцене.

Самое важное. Это не было формальной «данью». С одной стороны, я не видела ничего более искреннего, с другой — ничего менее пафосного и простого. Искренность чувства, нахождение в «образе» молодых артистов ничем не напоминало ситуацию оперной постановки. В начале, признаюсь, это даже раздражало, было ощущение какой-то незавершенности, несделанности, но по мере втягивания в неторопливый ритм повествования, а точнее «Сказания», которое даже при наличии костюмов оказалось полностью лишенным всех оперных штампов, как-то: заламываний рук, страстей к месту и не к месту, глупой мимики, неоправданных телодвижений и пр. и пр., так свойственного, увы, сегодня любому, хочу подчеркнуть — ЛЮБОМУ в мире оперному театру (кстати, отдельный вопрос: почему так произошло?), — я перестала анализировать (о, эта профпривычка!), стала просто воспринимать.

Конечно же, это очень сложная форма и без потерь обойтись не могло. Рискованный эксперимент, ничего не скажешь. На грани фола. Такое впечатление, что было сделано все, чтобы не было успешной постановки. Никаких эффектов, режиссерско-актерских придумок, аттракционов а ля «великий режиссер — гениальный актер». Ведь что поражает: как это посреди учебного года, в разгар подготовки к сессии, при заботах нашей непростой студенческой жизни эпохи раннего капитализма, при семьях, наконец, молодые артисты собрались, и сделали… — нет, не спектакль, не концерт, не номера, не «отстрелялись», не «приняли участие», а создали целое художественное полотно, при этом нашедшее действительно глубокий отклик в сердцах слушателей: ветеранов, коллег, неискушенной молодежи, пришедшей в первый раз (но уже точно не в последний) в консерваторию, и даже меня, грешной.

Аншлаг, овации, многократные выходы на сцену — были задействованы все атрибуты успеха. Честное слово, давно не наблюдала ничего более трогательного. Даже комок к горлу подступил, и как-то действительно стало ясно, как страдали наши отцы на этой войне, как они любили, как им хотелось в этом кошмаре приобщиться к прекрасному, как стали писать стихи те, кто никогда их до того не писал, как стали воспринимать русскую классику в музыке, балете и литературе те, кто до того ни разу не слышал, не видел, не читал.

В общем, это все эмоции, конечно, скажут professionlals. Но как мешает иногда наш пресловутый «профессионализм»! Убивает последние искры настоящего. Предлагаю лозунг — ДАВАЙТЕ СТАНЕМ «ЛЮБИТЕЛЯМИ», давайте будем все делать как в первый раз, будем изобретать велосипед, перестанем бояться показаться «не такими», «неправильными», не умными и пр. не… Как этого не хватает! Слышишь — все играют хорошо, поют прекрасно, все «сделано», профессионально, бесспорно, правильно, а отклика — «0» или, в лучшем случае, — «да, здорово, конечно…»

И, как результат, — слушатель нас забывает, в зале одни седые головы меломанов со стажем. Но и они перестают уже ходить, потому что «не на кого». Профессиональный стандарт все задавил. Где прозрения, где мазурка Шопена как у Софроницкого, русский романс как у Неждановой, Джульетта как у Улановой? Никто из них не был профессионально безупречен, но всех объединяло одно — «все как в первый раз». Они играли в первый и в тысяче первый — как впервые. И вот подобный дух я уловила в «Сказании». Это ценно, это надо сберечь, не придушить замечаниями, не закомплексовать, не забить снобистскими оценками.

Очень понравилась мне сама идея постановки (подчеркиваю, не спектакля!). Дать двойное зеркало времен, чтобы артисты вчуствовались в образы как классических персонажей, так и современных. Чтобы и пели, и читали стихи, и играли. Все были вместе в этот вечер: и инструменталисты-солисты, и вокалисты; все кафедры, факультеты, педагоги и студенты, слушатели и артисты — все были на равных. Даже сложно кого-то выделить. Подобным образом консерваторцы собираются вместе очень редко — только когда надо погоревать или кого-либо почтить. Но сделать это не формально, без нажима — большое благородное дело.

Конечно, особо надо отметить работу тех, кто был «за кадром», — организаторов фестиваля, а также представителей молодого поколения консерватории. И, конечно, инициатора и вдохновителя постановки — Ирину Игоревну Силантьеву. Будучи в строгом смысле «неконсерваторским» человеком, Ирина Игоревна, как мне кажется, привнесла извне с собой тот самый дух творческого неформального поиска, стороннего, не закованного в узкопрофессиональные рамки восторженного взгляда на музыкальное искусство, который пришелся так по душе и к месту нашим студентам.

Спасибо всем! Надеюсь на новые встречи в залах Московской консерватории.

Нино Баркалая

Поделиться ссылкой: