Неоконченный дневник
№ 6 (1271), сентябрь 2009
Ко дню рождения С. С. Прокофьева научно-исследовательский центр «Наследие» Московской консерватории организовал показ фильма «С. С. Прокофьев: неоконченный дневник» (режиссер и сценарист Иосиф Фейгинберг; производство: Take3 Productions /Канада/ и 13 Productions /Франция/ при участии Кинокомпании «Тигр» /Россия/).
Фильм занимает свою особую нишу в материалах о великом Прокофьеве. Это не попытка создать портрет мастера или аналитический этюд о его музыке и не мемуарное свидетельство (хотя и основано на записях самого композитора). Последний жанр сейчас приобрел особую популярность: пишут воспоминания о себе и других, свидетельствуют «за» и «против», оценивают и сравнивают… С разной степенью достоверности. Появился даже такой термин «мемуары как способ свести счеты». Впрочем, это качество, кажется, присуще упомянутому жанру издавна. В чем мне видится особая ценность и прелесть этого фильма? В том, что он без пафоса, без нажима раскрывает облик Прокофьева-человека и делает это очень мягко, корректно и непринужденно. Интонация повествования определяется самим героем, в основе лежат многочисленные цитаты дневниковых записей. Они ограничены во времени – взят лишь зарубежный период жизни композитора. Но даже и этот фрагмент дает возможность услышать «голос» Прокофьева, а главное, почувствовать доминанту, как сказали бы психологи, его личности.
Речь о той особой стати, которую еще классик определял как «самостоянье человека», – чувстве своей особости, неотделимой от чувства собственного достоинства. Оно звучит со страниц дневника уже в самом начале зарубежной эпопеи. Прокофьев отвечает на вопрос анкеты: «…я считаю, что артист должен быть вне политики». Представить Прокофьева членом политической партии действительно трудно. Но это сейчас, когда мы знаем его жизнь до конца. А то время было временем битв и потрясений, необычайных превращений и утрат. И только очень уверенный в своем предназначении человек мог пронести через всю жизнь ту обособленность, которая отличала Сергея Сергеевича.
Мне кажется это интересным, потому что Прокофьев здесь созвучен еще двум великим соотечественникам. Вспомним Пушкина:
…зависеть от царя, зависеть от народа,
Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи…
А позже, уже в конце века, об этом скажет Иосиф Бродский в начале своей нобелевской речи: «Для человека частного и частность эту всю жизнь какой-либо общественной роли предпочитавшего, для человека, зашедшего в предпочтении этом довольно далеко – и в частности от родины…» Дневник Прокофьева постоянно дает нам примеры такого сознания своей отдельности, своего достоинства.
Это лишь одна из подробностей фильма. Но далеко не единственная. Драгоценны документальные кадры, сохранившие голос композитора, его жены; кинокадры, воспроизводящие образ матери, наконец, просто картины мест его жизни. Надо отметить, что и съемки выполнены очень качественно.
Одним словом, фильм хорош! Теплый тон человеческого участия и причастности отличает его с начала до конца. И не только в тех кадрах, которые связаны с его потомками, но и в общем настрое чуткого и доброжелательного внимания.
Дина Дараган