«Все было так отточено!»
№ 6 (1271), сентябрь 2009
По традиции в конце мая в Большом зале консерватории прошел государственный экзамен по специальности «хоровое дирижирование» (председатель комиссии – народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий проф. А. Я. Эшпай). На этот раз он был приурочен к 85-летию кафедры хорового дирижирования. Вылившийся в грандиозное концертное представление, экзамен прошел при участии Хора студентов Московской консерватории (руководитель хорового класса – проф. С. С. Калинин, ассистент – доц. А. М. Рудневский) – главного инструмента, благодаря которому на протяжении трех дней – 20, 21 и 23 мая – студенты-выпускники демонстрировали свое мастерство. В первый день прозвучали сочинения отечественных композиторов для хора a cappella; последующие выступления были монографичны и посвящены, соответственно, двум крупнейшим юбилеям – 165-летию со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова и 170-летию М. П. Мусоргского. Такой замысел потребовал не только высочайшего профессионализма со стороны педагогов и их подопечных, но и колоссальной организационной работы всей кафедры, дополнительно привлекшей вокальную группу детского хора «Весна», лучших вокалистов Оперной студии МГК и солистов «Геликон-опера», ансамбль ударных инструментов и даже настоящего диакона. Многие хоровики выступили в нескольких ипостасях: не только как дирижеры, но и как солисты – в их числе были и выпускники Надия Зелянкова (Снегурочка), Айрат Кашаев (Парубок), Александр Муравьев (Бобыль), Георгий Свирин (Матута, Шуйский), проявившие недюженные вокальные данные.
Драматургия каждого концерта отличалась цельностью и направленностью на слушателя, благодаря чему с каждым последующим произведением публика «разогревалась» все сильнее. В хорошо продуманной и логичной последовательности был представлен репертуар первого дня экзамена: от классиков С. Рахманинова, Н. Голованова, А. Аренского, В. Калинникова, В. Шебалина к нашим современникам – недавно ушедшим из жизни Р. Бойко, А. Шнитке, Н. Сидельникову, В. Белому, И. Якушенко и ныне здравствующим композиторам – Р. Щедрину и В. Кикте, Е. Подгайцу и С. Соснину. Таким образом, перед слушателями развернулась вся панорама отечественного хорового искусства XIX – начала XXI веков. Была представлена и литургическая линия (фрагмент Литургии Св. Иоанна Златоуста Рахманинова, Концерт для хора «Радуйтеся Богу, помощнику нашему» Голованова), и песенная лирика сочинений Калинникова, Бойко, Шебалина, Кикты, Соснина; патриотическая тематика хоров Щедрина соседствовала с молитвенным строем «Ave Maria» Подгайца и народно-фольклорной стихией «Свадьбы» Белого, «Лирикой русской свадьбы» Якушенко и «Таней-Танюшей» (в обработке А. Миронова).
Хор в равной степени чувствовал себя хорошо и в тональной музыке Серебряного века, и в более сложной мелодико-гармонической и ритмической организации произведений прошлого столетия; ему удавались и кантиленное пение, и речитатив, и полифонические фрагменты. Иное качество звучания проявилось в монографических концертах, где потребовался настоящий артистизм – без этого масштабные оперные сцены из «Псковитянки» и «Бориса Годунова», «Снегурочки» и «Хованщины», «Китежа» и «Сорочинской ярмарки», «Ночи перед Рождеством» и «Золотого петушка» не воспринимались бы на одном дыхании. Воссоздание образа народа – покорного и страждущего, отчаявшегося и взывающего к бунту – потребовало от дирижеров несравнимо больших эмоциональных затрат, особенно вкупе с сольными партиями и ансамблями. «Я был очень тронут, временами до слез, – поделился своими впечатлениями проф. Ю. М. Буцко. – Идея монографического концерта, воплощенная впервые в рамках госэкзамена, заслуживает всяческих похвал и высокой оценки. Достигнуть хорошего результата было очень нелегко, так как здесь нужно уже не просто сольфеджировать, а играть. И хоровики великолепно справились с поставленной задачей!»
Наряду с монументальными оперными полотнами теплый отклик у публики вызвали редко исполняемые хоры из трагедии «Царь Эдип», «Иисус Навин», «Поражение Сеннахериба», а также транскрипция «Трепака» и «Полководца» из «Песен и плясок смерти» Мусоргского, сделанная А. Лариным для хора, солистов, двух фортепиано и ударных. Запомнилось выразительное пение Дмитрия Скорикова (Борис, Варлаам), Николая Дорожкина (Юродивый, Мисаил), Дмитрия Мазанского (Туча, Князь Всеволод), Натальи Рытовой (Шемаханская царица), Антона Зараева (Бирюч, Митюха, Цыган), диакона Павла Огрызкова (Досифей) и многих других солистов. Нельзя не отметить и прекрасную работу пианистов-концертмейстеров, успешно преодолевших трудности оркестровых переложений.
В беседе с председателем экзаменационной комиссии проф. А. Я. Эшпаем ректор Московской консерватории проф. А. С. Соколов отметил чрезвычайно высокий уровень подготовки выпускников и прекрасное звучание хора. А сам Андрей Яковлевич сказал: «Я давно не получал такого наслаждения от музыки и от того, как она выполнена. Мы не знаем, как пели хоры во времена Мусоргского или Римского-Корсакова, но сейчас хоровая музыка звучит не хуже, чем, например, во времена моей юности, когда творили Н. Данилин, П. Чесноков, А. Никольский… Это говорит о том, что великие традиции хорового искусства живут и по сей день. Я потрясен! Волновался за каждого, и все показали высочайший профессиональный уровень. Не могу кого-либо выделить – ниже «5» у меня не получил никто. Мы все привыкли к краткому репетиционному времени (1-2 репетиции даются на «Московской осени»). Но здесь все так отточено! Выпускники дирижировали наизусть, и каждый сумел проявить индивидуальность, несмотря на то что и партии, и ансамбли очень виртуозны – для их исполнения требуется настоящее мастерство! Огорчает только одно: как сделать так, чтобы это могли слушать многие?»…
Доцент М. В. Щеславская