Happy new music!
№ 2 (1285), февраль 2011
В уходящем году детище профессора В. Г. Тарнопольского – ансамбль «Студия новой музыки» – вновь порадовал слушателей необычной программой под названием «HAPPY NEW MUSIC!». Прозвучавшая 25 декабря в Рахманиновском зале, она стала для всех присутствующих приветствием – Happy New Year! В каждом из двух отделений были свои хиты, и только, пожалуй, второе отделение целиком состояло из сюрпризов.
В первом отделении исполнялись произведения композиторов европейского авангарда: Ксенакиса, Лютославского и Лигети. Первые две пьесы были мастерски озвучены О. Галочкиной (виолончель) и М. Дубовым (фортепиано), исполнивших «Paille in the Wind» Ксенакиса, а также А. Лесовиченко (гобой) и А. Поляковой (фортепиано) в «Эпитафии» Лютославского. Но самое интересное было оставлено на конец отделения. Тонко исполненное С. Малышевым (скрипка), С. Давыдовым (валторна) и М. Дубовым (фортепиано) Трио Лигети хорошо запомнилось всем: автор в своей музыке проводит слушателя через разные слои и периоды музыкальной культуры, не теряя при этом своего исключительного сонорного чутья.
Второе отделение никого не оставило равнодушным. Доминирующее положение занимала пианистка Н. Черкасова. «Ritornello» Ф. Юреля для флейты (И. Бушуев) и фортепиано проверило слушателя на выносливость и выдержку, и в этом соревновании главными победителями, конечно же, стали исполнители. Затем прозвучало «Эхо» для гобоя соло молодого и талантливого композитора Санжара Байтерекова. После завоевания первой премии в Международном конкурсе исполнителей на духовых инструментах (2010) в номинации «написание обязательной пьесы» «Эхо» исполняли все выступавшие во втором туре. А. Табанкова, которой и посвящено сочинение, преподнесла его как заклинатель змей, в роли которых выступали ноты на пюпитре. В заключение концерта прозвучало произведение Д. Крама «Голос кита» для флейты (М. Рубинштейн), виолончели (И. Рубинштейн) и фортепиано (Н. Черкасова). В нем композитор отдал дань музыкальному театру. Исполнителям предписывалось играть в черных полумасках, которые, по словам Крама, обезличивают смысл человеческого взгляда. Выбранные тембры, по замыслу автора, близки голосу кита: исполнитель на флейте не только играет, но и поет в нее. Эта комбинация инструментального и вокального звучания создала сюрреалистический тембр, чем-то похожий на пение горбатки.
Положительный заряд энергии, полученный от концерта «HAPPY NEW MUSIC!», будем надеяться, не иссякнет у благодарных слушателей и в наступившем 2011 году.
Павел Скороходов,
студент IV курса ИТФ