«Небо и земля ныне торжествуют…»
№ 2 (1285), февраль 2011
Новогодним органным концертам профессора Паршина в этом году исполнилось 15 лет. И 31 декабря 2010 года Малый зал консерватории вновь собрал под свои своды любителей органного искусства. Традиционный Новогодний концерт, данный воспитанниками А. А. Паршина, принес «много-много радости» московской публике. Как всегда, зал был заполнен до отказа.
Для тех, кто здесь еще не бывал, открою главный секрет успеха этих концертов. Помимо отличных исполнителей и прекрасной музыки, их украшением и одновременно стержнем является слово самого профессора. Продолжая старую консерваторскую традицию, когда выдающиеся музыканты посвящали себя не только профессиональному, но и широкому общественному служению, А. Паршин отдает немало сил музыкальному просвещению. Новогодние концерты – лишь малая часть инициатив профессора; достаточно вспомнить благотворительный цикл в Главном госпитале и учреждение музыкальных форумов всероссийского и международного масштаба.
Обладая незаурядным литературным даром, глубокими знаниями по истории музыки, а также чувством юмора, А. Паршин ведет постоянный диалог с публикой, похожий порой на легкий флирт, порождая в душе слушателя целый ряд ассоциаций, образов, мыслей и чувств. Окрыленный таким отношением, слушатель впитывает каждый номер программы, предваренный всегда новым, порой неожиданным вступлением.
Концерт был насыщен самой разнообразной музыкой. Его открыли «Литании» Алена, величественно-властно исполненные Анной Учайкиной. Трогательны были и маленькие артисты – орган Малого зала, наверное, немало подивился, почувствовав нехитрые гармонии русской народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки». Красногорский хор мальчиков Детской хоровой школы «Алые паруса» (хормейстер Екатерина Толстогузова) преподнес слушателям настоящий сюрприз в виде собственного поздравительного куплета, звучавшего в финале песни: «Мы, мальчишки, в этом Малом зале всех вас поздравляем…» Почти сказочно прозвучали отрывки из балета К. Хачатуряна «Чиполлино» в исполнении Григория Васильева. Искрилась юмором «Фантазия» Е. Черноусовой, где темы балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» преломляются сквозь призму джазовых гармоний. Феерическая, полетная игра кларнетиста Олега Танцова раскрыла неожиданные грани прокофьевских образов в диалоге с виртуозной органисткой Аделей Аскаровой.
Легкостью и отточенностью деталей отличалась безупречная игра Марии Векиловой, исполнившей Allegro из баховской Трио-сонаты до мажор. Горячий прием публики вызвал и Концерт Вивальди, мастерски исполненный Еленой Цыбко. «Чистейшей прелести чистейший образец» – эти пушкинские строки в устах ведущего относились к очаровательному скрипичному ансамблю юных учащихся ЦМШ Юлии Жарковой и Анастасии Аксаментовой (класс В. А. Абрамяна). Исполнение ими Сонаты Корелли вместе с Марией Векиловой снискало искреннее восхищение слушателей. Где-то в зале послышалось: «Какой же это труд, какие умницы!..»
Второе отделение открыла Екатерина Дубравская. В атмосферу доброй старой Англии публика погрузилась под звуки Хорала С. Уэсли, а последующее исполнение двойной фуги покорило своим энергичным посылом, наполненным солнечным светом и радостью, несмотря на немалые технические трудности. Большим успехом были отмечены выступления гобоиста Дениса Освера, скрипача Владимира Солуянова, юной и очень способной флейтистки Ксении Екимовой… А «король инструментов» раскрывал свою многоликую природу, говоря голосом различных эпох и стилей, – то целиком подчиняя внимание слушателей, то скромно уходя в тень солистов и хора. Завершил концерт хорошо знакомый слушателям Новогодних концертов Камерный хор МЭИ. Этот коллектив энтузиастов, как и прежде, восхитил своей музыкальностью и артистизмом, во многом благодаря мастерству хормейстера Татьяны Кониной.
После концерта люди расходились, унося в душе праздник, пронизанный радостью вечно наступающего обновления, тайной, пахнущей свежей смолистой елкой. На улице шел снег, а сердце снова и снова вторило словам рождественской колядки: «Небо и земля, небо и земля ныне торжествуют…»
Стажер Анастасия Якушкина