Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Учиться, знать, уметь

№ 2 (1285), февраль 2011

Профессор, заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения, влюбленный в симфоническую музыку и в педагогику Лев Владимирович Раков отмечает свой юбилей. Почтенная дата – 85! 60 лет с учениками, 30 лет в симфоническом оркестре, 50 лет с учащимися МССМШ им. Гнесиных, 35 лет в Московской консерватории… Десятки изданных сборников педагогического репертуара для контрабаса, «Школа контрабасиста», транскрипции и переложения; 4 книги, посвященные контрабасовому искусству и методике обучения, более 60 статей и рецензий, опубликованных в отечественных и зарубежных журналах.

Лучшие ученики Л. В. Ракова возглавляют группы контрабаса ведущих симфонических и камерных оркестров страны. Многие выпускники класса ведут педагогическую работу, другие трудятся за рубежом – в Германии, Франции, Испании, Греции, Южной Корее, Китае.

Творческая жизнь артиста всегда наполнена яркими событиями и переживаниями. И в первую очередь – это ИГРА! В начале карьеры – игра Льва Владимировича в оркестре оперной студии Московской консерватории под управлением Н. П. Аносова, А. С. Шерешевского и Е. Я. Рацера, затем – в БСО Всесоюзного радио. Продолжительное счастье выпало от исполнительского общения с Г. Н. Рождественским. В репертуаре БСО, которым тогда руководил Геннадий Николаевич, были представлены Г. Берлиоз и весь Р. Штраус, все симфонии (и их записи) С. Прокофьева и Я. Сибелиуса; сочинения А. Брукнера, Г. Малера, Б. Бартока, И. Стравинского, П. Хиндемита, оперы М. Равеля, К. Орфа, Ф. Пуленка… Могут ли стереться из памяти участие в исполнении «Лоэнгрина» Р. Вагнера с И. Козловским (дирижер С. Самосуд), концертные исполнения опер В. Моцарта с К. Зандерлингом или премьеры опер «Человеческий голос» Ф. Пуленка, «Умница» К. Орфа и балета «Кармен-сюита» Р. Щедрина с М. Плисецкой? Вехами памяти оркестранта остаются выступления с титанами дирижерского искусства XX века – Н. С. Головановым, Г. Абендротом, Л. Стоковским, А. Клюитенсом, В. Ферреро, К. Цекки – и исторические встречи с композиторами Р. Глиэром, А. Хачатуряном, Д. Кабалевским, П. Владигеровым и другими за дирижерским пультом.

Много довелось поиграть Льву Владимировичу и в любимом им камерном ансамбле. Кроме популярных Большого секстета М. Глинки, квинтета «Форель» Ф. Шуберта и других ансамблей, где занят контрабас, это были воскрешенные из небытия Квинтет С. Прокофьева, Септет Г. Попова (первое исполнение, записи на радио и пластинку), «История солдата» И. Стравинского, Септет Х. Эйслера и другие сочинения. Особая гордость профессора – публикация в нашей стране, первые исполнения и запись всех Шести сонат – квартетов для двух скрипок, виолончели и контрабаса Дж. Россини и его же Дуэта с виолончелью (в партнерстве с В. Л. Симоном).

В качестве солиста Л. В. Раков выступал не часто, относясь к этому роду деятельности весьма требовательно. В его исполнении звучали сонаты И. Брамса, П. Хиндемита, Ф. Лизогуба, Ю. Левитина, А. Санько, пьесы русских и зарубежных композиторов. В 1996 году Лев Владимирович выступал в Южной Корее. Ему было 70!

Удивительно, что этот человек, отдающий всего себя искусству и педагогике, не уставал всю жизнь учиться, восполняя «недоученное» за годы войны и тяжелое послевоенное время. Он без устали приобретал необходимые знания и умения, учился оркестровому и ансамблевому исполнительству у солистов, с которыми играл или которых слушал, у коллег и учеников – чтобы лучше служить музыке! Не случайно его книга, выпущенная в 2010 году, названа автором «Учиться, знать, уметь».

Многогранная и плодотворная творческая активность, колоссальное трудолюбие и талант, истинная преданность музыкальному искусству Л. В. Ракова служат самым лучшим примером для молодых музыкантов. Мы, ученики, от всей души поздравляем Льва Владимировича и желаем ему еще долго не уставать!

В. Г. Туганов
аспирант ОФ

Поделиться ссылкой: