Музыкант-мыслитель
№ 6 (1271), сентябрь 2009
15 августа замечательному пианисту и старейшему педагогу Московской консерватории профессору Виктору Карповичу Мержанову исполнилось 90 лет! Когда к великому артисту приходит «капитальнейший» юбилей, очень трудно бывает охватить в целом его богатый событиями и яркими достижениями жизненный путь. А хочется сказать очень много…
По понятным причинам наша консерватория отмечает эту дату в начале нового учебного года. Много восторженных слов адресуется юбиляру – устно, письменно, печатно. Но попробуем в первую очередь осветить то, что несет в себе индивидуальные, подчас даже уникальные черты в пройденном Виктором Карповичем грандиозном пути, особенно те, которые связаны с Московской консерваторией. Она, по признанию самого Виктора Карповича, является для него «родным домом».
Необычным было уже поступление в консерваторию. Приехавший из Тамбова юный музыкант оценивал себя скромно как пианиста и, предвидя сильную конкуренцию со стороны других пианистов, особенно столичных, подал заявление в организованный к тому времени (1936 год) класс органа. Однако блестящее исполнение на вступительном экзамене Первого концерта Шопена покорило экзаменационную комиссию. Ее мнение выразила М. В. Юдина, уверившая 17-летнего пианиста, что он достоин быть зачисленным на фортепианный факультет. При этом заявление на орган не было отменено, и Мержанов начал учиться по двум специальностям. Учителями его стали Самуил Евгеньевич Фейнберг и Александр Федорович Гедике.
Великая Отечественная война, за несколько дней до начала которой Мержанов успел получить два диплома с отличием, резко прервала деятельность его как пианиста: добровольно пойдя служить в Армию, он вынужден был надолго расстаться с любимым инструментом. Впрочем, полный отрыв от музыки чередовался с участием в военных оркестрах – сперва в качестве ударника; позже пришлось осваивать игру на валторне. А вот отрыв от фортепианной игры в течение более четырех лет – уникальный случай в биографиях знаменитых пианистов. Но, пожалуй, еще более уникальным стало возвращение Мержанова к пианистической деятельности.
Едва окончилась война, как возникла идея организовать Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей (конец 1945 – начало 1946 года). Приглашение Мержанова, золотого медалиста Московской консерватории, было вполне естественным, хотя вынужденный период «фортепианного молчания» и ограниченное время на непосредственную подготовку к конкурсу вызвали серьезные опасения пианиста. Помог, прежде всего, мудрый учитель С. Е. Фейнберг, посоветовавший играть перед конкурсом побольше Рахманинова. Но то, что произошло в итоге конкурса, было похоже на чудо: Мержанов не только стал лауреатом, но разделил победу со Святославом Рихтером. А венцом его выступления стал как раз Третий концерт Рахманинова.
Свершившемуся «чуду» помог, несомненно, огромный природный талант Виктора Карповича. Но были, вероятно, и некоторые другие факторы, коренящиеся в особом облике Мержанова-музыканта. Об этом можно получить некоторое представление, охватив уже начальный период становления будущего всемирно известного пианиста.
Исключительное погружение в собственно пианистические проблемы и только – не было характерно для Мержанова. Напротив, широта интересов проявлялась на каждом шагу. Еще до поступления в Московскую консерваторию он пробовал себя в композиции. Став студентом, оказался активным участником организованного молодым композитором Г. С. Фридом творческого кружка, где студенты-пианисты – С. Рихтер, А. Ведерников, сам В. Мержанов и другие – играли (часто в четырехручном изложении) крупные произведения, шедевры, редко или совсем не звучавшие в то время (еще не было привычной ныне звукозаписи). И в своей игре на органе Мержанов не ограничивался академическими рамками, аккомпанируя ученикам выдающегося вокального педагога – Ксении Николаевны Дорлиак. А многолетняя дружба и совместная игра с А. К. Габриеляном (первая скрипка в квартете «Комитас») приобщила Мержанова к камерно-инструментальной музыке. Добавим к этому вынужденное армейскими условиями освоение ударных инструментов и валторны. Так и хочется сказать: «Всемирно известный пианист Мержанов – больше чем пианист, он музыкант широкого профиля, Музыкант с большой буквы»!
Но и в своей излюбленной пианистической сфере Мержанов проявлял присущую ему широту интересов. Глубоко почитая С. Е. Фейнберга – пианиста, композитора и мыслителя, он в течение семи лет исправно посещал класс Г. Г. Нейгауза. Много дала ему дружба с В. В. Софроницким, концерты которого он не пропускал. А дружеские отношения с Э. Г. Гилельсом имели еще и тот результат, что Мержанов, по его рекомендации, стал членом жюри Международных конкурсов имени Королевы Елизаветы в Брюсселе и поставил своего рода рекорд – заседал в жюри 11 раз! Так постепенно формировался многогранный облик пианиста Мержанова: исполнитель-концертант, педагог и руководитель мастер-классов, председатель и член жюри многих конкурсов – все это во многих зарубежных странах и в ряде городов нашего Отечества. Широкую «географию» деятельности В. К. Мержанова освещает, в частности, недавно вышедший из печати сборник статей «Виктор Мержанов. Музыка должна разговаривать» (М.: МГК, 2008).
Рахманинов и Мержанов. Сочетание этих имен – еще одна особенность биографии юбиляра. Своеобразным пророчеством оказалось то, что они, в сущности, земляки — многие годы Рахманинов провел в имении Ивановка, неподалеку от Тамбова. И если Рахманинов-композитор чрезвычайно много значит для пианиста Мержанова, то, в свою очередь, Мержанов очень способствовал посмертной славе великого русского композитора, проявив себя как активный музыкально-общественный деятель. В. К. Мержанов был инициатором Международного конкурса имени Рахманинова (в Москве), Общества имени Рахманинова; Музыкальные фестивали имени Рахманинова, ставшие регулярными, – также обязаны Мержанову. Его активная деятельность способствовала превращению Тамбова в значительный культурный центр: по инициативе Мержанова одна из улиц Тамбова стала носить имя великого русского композитора, а «родное» Тамбовское музыкальное училище стало высшим учебным заведением. Постоянна забота пианиста и о Музее Рахманинова в Ивановке.
Разносторонняя деятельность В. К. Мержанова дополняется его ценными размышлениями о любимом искусстве: подобно своему учителю С. Е. Фейнбергу, Мержанов стал мыслителем в музыке. Это отразилось в его многочисленных интервью и печатных выступлениях. В упомянутый Сборник, ему посвященный, вошли аналитические очерки о некоторых шедеврах фортепианной музыки, методические соображения и советы учащимся пианистам, свидетельства его учеников и т. д.
Возвращаясь к Мержанову-пианисту, с большой радостью можно отметить, что он – не только долгожитель, но и пианист-долгоигратель. Многие помнят его недавнее выступление в Большом зале, закончившееся великолепным исполнением «Картинок с выставки» Мусоргского. Пожелаем же ему крепкого здоровья и выразим надежду, что Виктор Карпович Мержанов и впредь будет приносить радость своему «родному дому» – Московской консерватории.
Профессор Г. В. Крауклис