Шоу в Рахманиновском
№ 6 (1271), сентябрь 2009
Рахманиновский зал был заполнен до отказа. На мастер-класс народного артиста России профессора Ю. А. Башмета, возглавляющего в консерватории кафедру альта, пришли не только его коллеги по цеху, но и студенты, аспиранты, преподаватели других факультетов консерватории. Под аккомпанемент Елены Никитенко прозвучали фрагменты Сонаты «Аrpeggione» Шуберта, альтовые концерты Шнитке и Бартока.
Благодаря уникальности творческой личности Башмета это двухчасовое мероприятие превратилось в грандиозное артистическое шоу. Юрий Абрамович излучал невероятное обаяние и магнетизм, так знакомые всем нам по его концертным выступлениям. Маэстро стремился воздействовать преимущественно силой слова и убеждения, принципиально не показывая на родном инструменте, как надо. С одной стороны, это усложняло задачу студентов, но с другой – будило самостоятельность и инициативу, создавая широкий простор для фантазии «на тему».
Занятия сопровождались интересными ассоциациями и параллелями из других областей знания, показами за роялем, а также остроумными рассказами из личной практики самого маэстро, сдобренными доброй шуткой и иронией. Башмет был весьма требователен, но очень доброжелателен к каждому исполнителю, вне зависимости от его одаренности. Казалось, он часами готов был работать над интерпретацией авторского замысла, правильной фразировкой и выразительностью трактовки. «Что написано в нотах? Как бы вы записали то, что слышите?» – с таким вопросом обращался музыкант к залу всякий раз, фиксируя недопустимую вольность, допущенную исполнителем.
Особенно скрупулезной работы потребовала мелодичная и легкая для восприятия ля-минорная соната Шуберта. Юрий Абрамович взломал ложный стереотип, что эту музыку можно играть «как бог на душу положит» (излишне сентиментально, подчас даже слащаво), придав ей черты строгого классического произведения. Для того чтобы помочь выпускнику консерватории, французу Гийому Леруа (класс доц. Р. Г. Балашова), нащупать внутренний смысл, найти верное интонирование и фразировку, маэстро пришлось «придираться» буквально к каждой ноте, к каждому звуку и их сопряжениям. Невозможно было себе представить, что прославленный альтист способен так долго «копаться» в нескольких тактах хорошо известного сочинения! Стремясь «достучаться» до ученика, поминутно делая замечания, разъясняя, а затем «разжевывая» уже сказанное, Башмет неоднократно цитировал слова своего учителя – Федора Серафимовича Дружинина, до сих пор являющегося для него непререкаемым авторитетом.
Последующие два исполнителя порадовали Башмета значительно больше. Своей воспитаннице, четверокурснице Лю Ян, он посоветовал хорошо выучить текст – не только ноты, но и нюансы, артикуляцию. Профессор потратил немало времени, говоря о пронзительной (terribl) интонации малой ноны, из которой, как из космоса, вырастает весь Концерт Шнитке. Стремясь донести свою мысль, Юрий Абрамович долго импровизировал за роялем, показывая, какое великое многообразие образно-эмоциональных состояний может вызвать один и тот же мелодический интервал. Маэстро не обошел своим вниманием трель из первой части, в которой, как в ростке, заключено зерно лирического центра концерта; остановился на гармонической основе разложенных аккордов второй части. С огромным интересом публика узнала новые подробности общения Юрия Абрамовича с Альфредом Гарриевичем, историю создания сочинения и его мировой премьеры в Амстердаме, а также о зашифрованной в тексте концерта монограмме ВАSHMET.
Наименьшие нарекания, пожалуй, вызвал исполнитель Концерта Бартока, заслужив скупую (но от этого не менее ценную!) похвалу маэстро. Замечания коснулись качества исполнения темы второй части, которая, по мнению самого Башмета, написана очень неудобно и представляет для солиста наибольшие трудности. Юрий Абрамович предложил дипломнику Михаилу Ковалькову (класс проф. Ю. А. Тканова) немного изменить технику правой и левой руки, а затем «сыграть красиво», то есть музыкально и выразительно.
Безусловно, талантливый человек талантлив во всем. Это лишний раз продемонстрировал мастер-класс Юрия Башмета, во время которого выдающийся альтист, ансамблист и дирижер показал себя также незаурядным педагогом. Хотя, наверное, учиться у такого мэтра ой как непросто! «Строгий, но справедливый» – так могли бы подумать скептики, присоединяясь к восторженным рукоплескания зала.
Собкор «РМ»