Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Мы вибираем ректора!

№ 4 (1234), май 2005

Советы факультетов Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского выдвинули кандидатов на пост ректора, выборы которого состоятся 31 мая на общевузовской конференции. Представляем их нашим читателям:

Профессор Т. А. Алиханов

Зав. кафедрой камерного ансамбля и квартета.

Род. в 1943 году в Москве. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру (класс фортепиано проф. Л. Н. Оборина). Лауреат I премии Конкурса им. М. Лонг и Ж. Тибо (1967, Париж). Народный артист России.

Профессор В. К. Полянский

Художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической симфонической капеллы России.

Род. в 1949 году в Москве. Окончил Московскую консерваторию по классу хорового (класс проф. Б. И. Куликова) и оперного и симфонического дирижирования (класс проф. О. А. Димитриади), а также ассистентуру-стажировку (класс проф. Г. Н. Рождественского). Народный артист России. Лауреат Государственной премии России. В Московской консерватории преподает в 1977–1980 гг. и вновь с 2002 года.

Профессор П. И. Скусниченко

Зав. кафедрой сольного пения, декан вокального факультета.

Род. в 1950 году в селе Березовка Львовской области. окончил Московскую консерваторию и ассистентуру-стажировку (класс проф. Г. И. Тица). Лауреат конкурсов им. М. И. Глинки (II премия), им. П. И. Чайковского (IV премия), молодых оперных певцов в Тулузе (II премия и главный приз), Народный артист России. В Московской консерватории преподает с 1980 года.

Редакция газеты «Российский музыкант» провела коллективное интервью, обратившись к кандидатам с двумя вопросами:

1. Что для Вас означает Московская консерватория? Какое место в Вашей творческой жизни она занимает?

2. Что Вы хотите дать Московской консерватории? Какие ближайшие цели Вы бы поставили перед собой?

оветы факультетов Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского выдвинули кандидатов на пост ректора, выборы которого состоятся 31 мая на общевузовской конференции. Представляем их нашим читателям:

Профессор Т. А. Алиханов

Зав. кафедрой камерного ансамбля и квартета.

Род. в 1943 году в Москве. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру (класс фортепиано проф. Л. Н. Оборина). Лауреат I премии Конкурса им. М. Лонг и Ж. Тибо (1967, Париж). Народный артист России.

Профессор В. К. Полянский

Художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической симфонической капеллы России.

Род. в 1949 году в Москве. Окончил Московскую консерваторию по классу хорового (класс проф. Б. И. Куликова) и оперного и симфонического дирижирования (класс проф. О. А. Димитриади), а также ассистентуру-стажировку (класс проф. Г. Н. Рождественского). Народный артист России. Лауреат Государственной премии России. В Московской консерватории преподает в 1977–1980 гг. и вновь с 2002 года.

Профессор П. И. Скусниченко

Зав. кафедрой сольного пения, декан вокального факультета.

Род. в 1950 году в селе Березовка Львовской области. окончил Московскую консерваторию и ассистентуру-стажировку (класс проф. Г. И. Тица). Лауреат конкурсов им. М. И. Глинки (II премия), им. П. И. Чайковского (IV премия), молодых оперных певцов в Тулузе (II премия и главный приз), Народный артист России. В Московской консерватории преподает с 1980 года.

Редакция газеты «Российский музыкант» провела коллективное интервью, обратившись к кандидатам с двумя вопросами:

1. Что для Вас означает Московская консерватория? Какое место в Вашей творческой жизни она занимает?

2. ×òî Âû õîòèòå äàòü Ìîñêîâñêîé êîíñåðâàòîðèè? Êàêèå áëèæàéøèå öåëè Âû áû ïîñòàâèëè ïåðåä ñîáîé?

Тигран Абрамович АЛИХАНОВ

1. Консерватория для меня – родной дом, потому что вся моя жизнь связана с ней. Я учился в ЦМШ при Московской консерватории, у меня был даже консерваторский педагог доцент А. А. Егоров, к которому я приходил сюда. В консерваторских классах я занимаюсь где-то с 8–9 лет, и как ученик ЦМШ был неоднократно показан консерваторским профессорам. Потом я поступил сюда в качестве студента в класс профессора Льва Николаевича Оборина, затем стал аспирантом, а с 1971 года начал в консерватории работать и работаю по сей день вот уже 35 лет. Так что консерватория не просто занимает в моей жизни какое-то место, наоборот, вся моя жизнь проходит в консерватории.

И в творчестве консерватория всегда занимала огромное место, потому что моя жизнь с довольно-таки молодого возраста состоит из двух направлений: педагогики и концертной работы. И если концертная деятельность в молодые годы была связана с филармонией, с гастрольными организациями (Союзконцерт, Госконцерт, Росконцерт и т. д.), то педагогическая работа вся протекает в консерватории. А потом, в какой-то момент получилось так, что и исполнительская деятельность тоже в большей степени стала связана с консерваторией: когда концертная работа в консерватории поднялась на другой уровень, приблизилась к филармонической, с печатными афишами, я во всем этом тоже принял участие. И хотя я продолжаю быть солистом филармонии, иногда выезжаю на гастроли от каких-то организаций, вся моя работа – и педагогическая и концертная – в основном связана с консерваторией.

2. Этот вопрос задан с явным подтекстом – что я собираюсь делать в части ремонта, каких-то строительных акций и т. д. Это, безусловно, правильно, но… С раннего детства я имел возможность наблюдать людей, руководивших огромными коллективами (правда, в совершенно другой области науки), по сравнению с которыми консерватория – такая «музыкальная шкатулка». И я прекрасно понял (и увидел, и услышал), что во всех этих гигантских учреждениях в первую очередь речь шла о людях, и только во вторую – о зданиях. Поэтому при ответе на вопрос – что я могу и что хочу сделать для консерватории, я прежде всего думаю о коллективе, о людях, которые здесь работают – и педагоги, и студенты. В первую очередь мы должны думать о студентах – не будет студентов, и нам здесь будет делать нечего! Так что все мои заботы будут посвящены в первую очередь жизни наших студентов и, конечно, педагогов.

Считаю, что задача ректора – это, прежде всего, творческая жизнь консерватории. Именно творческая. И у нас есть проблемы именно творческие, которые должен решать ректор, вмешиваться в это. А что касается строительно-ремонтной стороны, то могу сказать, что я человек далекий от всего этого. Но вместе с тем считаю, что нет такой области, в которую нельзя было бы внедриться. Другое дело, что это должно быть, видимо, с помощью тех людей, которые этим занимаются, которые должны ввести меня в курс дела. И не представляю, что могут быть вещи, какие я бы, в конце концов, не понял. Весь вопрос в том, насколько человек, занимающий пост ректора во всем этом участвует. Мне вообще не очень нравится позиция – сидеть и командовать из кабинета с секретарем, я привык сидеть за инструментом или с учениками в классе. Так что, ректор должен быть на стройплощадке! Он должен точно знать, что там делается, какую трубу куда кладут, и какой кран на нее завинчивают. Я понимаю, что могут обмануть, но надо стараться во все вникать. И я представляю, что если меня выберут ректором, то от моей привычной жизни ничего не останется, потому что я не умею и не люблю на кого-то наваливать свои дела, а самому сидеть и отдавать приказания. Я всем буду заниматься сам.

Валерий Кузьмич ПОЛЯНСКИЙ

1. В Московской консерватории я сложился как музыкант. А попал в нее еще до того как стал студентом: я учился в Мерзляковском училище, когда бывшие воспитанники Мерзляковки пригласили меня петь в камерном хоре Московской консерватории, которым руководил Б. И. Куликов. Это было мое первое появление в консерватории, и я помню, как простоял полтора часа под дверью 21 класса, боясь войти, потому что звучала музыка. И здесь в моем сознании перевернулось все, когда я, 16-летний мальчишка, стал петь музыку Дебюсси, Равеля, Хиндемита, Жоскена Депре, Джезуальдо… В те времена это меня просто ошарашило, хотя я поступил в училище уже дирижирующим человеком. Это был другой мир… и первое знакомство с Московской консерваторией. А когда я поступил, меня взял в свой класс Б. И. Куликов. Мне очень повезло, что удалось общаться с многими корифеями нашего искусства, в числе которых были К. М. Лебедев, К. Б. Птица, В. Г. Соколов, Г. И. Савельев, К. П. Виноградов. Я занимался у такого гиганта как Ю. А. Фортунатов, который просто заставил другими глазами взглянуть на оркестр, привил другое отношение к инструментам, к тембру, к звуку… Не проходит и дня, чтобы я не вспоминал его наставлений, его лекций, каждый раз находя подтверждение тому, чему он нас учил. Потрясающими были занятия с И. А. Барсовой по чтению симфонических партитур (это была целая энциклопедия!), общение и совместная работа с Н. Н. Сидельниковым… Перечислять можно многих, боюсь кого-то не назвать, обидеть. Удивительные беседы были с Т. А. Гайдамович – мы работали вместе, когда я какой-то период уже преподавал в консерватории и готовил наш студенческий оркестр, которым руководил Г. Н. Рождественский, к гастролям по Прибалтике. Так что в консерватории я научился всему. Не говоря о занятиях по симфоническому дирижированию, в начале – у Л. М. Гинзбурга, затем у О. А. Димитриади… Помню удивительные уроки в классе Б. Э. Хайкина, у которого одно время я был ассистентом. И, конечно, мой профессор – Г. Н. Рождественский, у которого я стажировался в аспирантуре и тоже был ассистентом. Он мне много дал, много дает, и каждая встреча с ним – пища для размышлений. До сих пор. Моя благодарность всем несоизмерима ни с чем – если бы не эти люди, я не знаю, что бы из меня получилось.

В консерватории в 1971 году я создал свой хор, в котором пели студенты со всех факультетов – хоровики, теоретики, композиторы, вокалисты, приходили даже певцы из московских музыкальных из училищ; он просуществовал до 1980 года. В консерватории я стал лауреатом. Еще студентом консерватории я поступил дирижером в Театр оперетты, где проработал 7 лет. Будучи аспирантом, был приглашен в Большой театр. Все шло через консерваторию. В консерватории я стал педагогом, преподавал на двух кафедрах – хорового и симфонического дирижирования, затем ушел и несколько лет назад вернулся.

2. Я еще не достаточно в курсе всех проблем консерватории, но если так случится, что меня изберут, должен буду изучить весь материал, связанный и с учебным процессом, и с хозяйственными вопросами, и, самое главное, творчеством. Консерватория – творческий вуз, и на первом плане должна быть Ее Величество – госпожа Музыка! Для этого мы все учились и продолжаем учиться. Нужно создать такие условия для профессоров и студентов, чтобы каждый мог раскрыть свой потенциал и спокойно работать.

Сейчас вся культура находится в трудном положении, но так как Московская консерватория – флагман музыкальной культуры, с нее и спрос больше, но и условия должны быть достойными. Чтобы можно было реализовать грандиозный профессорский потенциал. А то, что было потеряно в эти смутные времена, надо постараться вернуть. Конечно, нужен оперный театр. Есть кому учить, есть кому петь, есть кому играть, и есть что играть. А что касается стройки, то я в течение 15 лет занимался реставрацией церкви Троицы в Кожевниках, 15 лет изучал эту профессию! Это, конечно, достаточно трудоемко, но, если избрание состоится, я рассчитываю на помощь специалистов, которых необходимо привлечь. И не надо довольствоваться малыми подачками – консерватория должна иметь все, что ей положено. И по площадям – по классам, репетиториям, концертным залам, и по всему остальному. Не будет консерватории – ничего не будет! Ни Большого театра, ни Госоркестра, ни Капеллы. Потому что консерватория – это все. Не будет кадров – и играть будет некому, и петь будет некому. Это должны все понимать, и в первую очередь, конечно, наше правительство.

Петр Ильич СКУСНИЧЕНКО

1. Московская консерватория для меня означает всё. И это не высокопарные слова, потому что, будучи принят в нее, я получил прекрасное образование у величайшего педагога Гуго Ионатановича Тица. И как я поступил в Консерваторию, так и не расстаюсь с ней. А параллельно был и солистом ГАБТ (5 лет), и солистом Всесоюзного радио и телевидения (10 лет).
Московская консерватория – величайшее музыкальное заведение, в котором мне посчастливилось учиться и работать. Теперь, когда я являюсь заведующим кафедрой сольного пения и деканом вокального факультета в одном лице, постоянно думаю о жизни своего факультета. Я должен быть на каждом концерте наших педагогов, на каждом вокальном вечере. Каждый спектакль оперной студии – это тоже работа вокального факультета, а значит и моя. Представьте себе, какая получается нагрузка! Но я делаю все это с любовью. Это моя жизнь, и такая занятость мне всегда приятна. Так что консерватория в моей жизни – все.

2. Московская консерватория существует уже 140 лет, поэтому, наверное, невозможно сделать в ней что-то принципиально новое. Она создана для того, чтобы воспитывать хороших специалистов, прекрасных музыкантов. Поэтому главную свою задачу я вижу в том, чтобы сохранить консерваторию в ее целостном виде. Сейчас надо бороться за то, чтобы нас не разорвали на части (ведь уже были попытки отнять у нас Большой зал!). И, если будет ремонт, я всеми силами буду сражаться за то, чтобы была построена оперная студия, которую Московская консерватория, лучшая консерватория в мире, не имеет уже 35 лет. У нас идут такие оперы, как «Богема», «Травиата», «Царская невеста», «Евгений Онегин», «Севильский цирюльник», «Свадьба Фигаро» и др. Это большие спектакли, которые требуют настоящей оперной сцены со всеми ее атрибутами.

Великие традиции консерватории были заложены выдающимися музыкантами, просветителями и талантливыми организаторами, начиная с Н. Г. Рубинштейна. Поэтому я бы боролся за сохранение уже сложившихся традиций. Ведь из нашего учебного заведения выходят не просто скрипачи, пианисты и другие специалисты. Мы воспитываем в первую очередь музыкантов самого широкого профиля, обладающих большой эрудицией и компетентностью в своей профессии.

Нужно обеспечить учащихся и преподавателей необходимыми условиями для работы и творчества. Ничто не должно мешать учебному процессу. Представьте себе педагога, который половину своей творческой жизни бегает из класса в класс!

Конечно, помимо решения глобальных проблем, ректор должен заниматься многими мелкими вопросами. Он должен быть не только хорошим музыкантом, но и умелым администратором. Например, необходимо сохранить прекрасный профессорско-преподавательский состав консерватории. Для этого нужно удержать грант и бороться за сохранение зарплаты не только для педагогов, но и для обслуживающего персонала – методистов, лаборантов, работников библиотеки, концертмейстеров.

Я бы боролся за то, чтобы образование в консерватории было бесплатным. Если образование станет только платным, уровень профессиональный подготовки упадет. Тогда уже Московской консерватории как лучшего в мире учебного заведения не будет. Хотя бы 5–6 бесплатных мест надо сохранить, чтобы брать самых одаренных.

К новым веяниям – переходу на западную систему образования и введению бакалавриата и магистратуры – я отношусь резко отрицательно. Наша система образования считается самой совершенной, и нам незачем искать другие пути. Могу сказать, много бывая за границей, что уровень образования в зарубежных консерваториях соответствует уровню наших училищ. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы наши выпускники нигде в мире не доучивались, чтобы в консерватории они сразу получали магистратуру.
Я буду продолжать связи с другими консерваториями – нельзя замыкаться в рамках своего класса, учебного заведения. Нужно обмениваться спектаклями, оркестрами, педагогическими составами, мастер-классами.

Поделиться ссылкой: