Золотой фонд
№ 4 (1234), май 2005
В Большом зале Консерватории состоялся грандиозный концерт из произведений композиторов – профессоров МГК. Грандиозный по программе, по количеству прославленных имен, которые, без сомнения, составляют золотой фонд отечественной композиторской школы.
Первое отделение концерта было посвящено, в основном, творчеству покинувших нас авторов. Соната Е. Голубева прозвучала в изысканном исполнении Н. Баркалая, увлекшей тонкостью и яркостью красок, оригинальностью мышления. Затем следовали произведения А. Лемана и А. Пирумова, после чего над залом начал властвовать величественный и строгий орган. В исполнении К. Волостнова прозвучали Четыре прелюдии для органа Р. С. Леденева. Музыкант тонко раскрыл замысел автора и сумел донести до публики всю глубину сочинения. К. Волостнов представил также собственную транскрипцию фрагментов балета Н. Сидельникова «Степан Разин». Смелое решение, учитывая, что орган — инструмент никак не балетный.
Второе отделение открыло произведение, ставшее репертуарной классикой виолончелистов второй половины ХХ века. Речь идет о Сонате для виолончели и фортепиано К. С. Хачатуряна. Эта музыка, впервые исполненная М. Растроповичем, получила самый горячий отклик у Д. Д. Шостаковича. Он писал: «Соната для виолончели и фортепиано — большая удача композитора. Глубина мысли, виртуозная разработка музыкального материала, красиво льющаяся мелодия — все это захватывает слушателя, производит очень сильное впечатление…». На сей раз соната, заворожившая публику мощным магнетизмом, прозвучала в ярком, техничном исполнении Т. Мурадяна.
Далее в исполнении камерного оркестра МГК под управлением Станислава Дяченко были представлены трогательный, глубокий, трагический, но в чем-то очень интимный «Маленький реквием» для альта и струнного оркестра Р. С. Леденева (соло на альте исполнила Ольга Беляева), а также Транскрипции для струнного оркестра Е. М. Ботярова и Две русские песни в переложении для меццо-сопрано и оркестра С. С. Прокофьева. Затем следовала «Испанская серенада» А. Глазунова и Сонатина для тромбона и фортепиано Е. М. Ботярова. Яркий, солнечный тембр тромбона отлично вписался в программу после знойной музыки «Серенады» и томного голоса виолончели.
В заключение концерта прозвучал Струнный квартет («Concordia discordans») А. Я. Эшпая в исполнении Государственного струнного квартета им. Глинки, который предстал в новом обличье: к постоянному составу присоединился альтист А. Галковский, Музыканты блестяще интерпретировали это сочинение, поразительно насыщенное по музыкальному языку и техническому содержанию.
Общее впечатление от услышанного было восторженным. Многие жалели, что не так часто проводятся такие концерты. Впереди юбилеи наших выдающихся мастеров, и будем надеяться, что мы сможем не только вновь встретиться с их творчеством, но и получим возможность живого общения на мастер-классах и творческих встречах.
Ярослав Судзиловский