Такой молодой!..
№ 4 (1234), май 2005
Кажется, вся консерватория вздрогнула, прочтя траурное объявление об Андрее Юрьевиче Кудряшове: такой молодой! Ему исполнился только 41 год. Интеллигентный внешне и внутренне, всегда в каком-то артистическом порыве, неизменно доброжелательный, ведущий занятия с блеском научных знаний и музыкальной талантливости, он стал любимцем студентов, особенно исполнительских факультетов. Когда во втором семестре этого года мне пришлось его заменять у пианистов и струнников младших курсов, меня окружили студенты с встревоженными глазами: что с нашим Андреем Юрьевичем??? Передали ему в больницу коллективные письма, которым А. Ю. был безмерно рад. И когда случилось непоправимое, студенты, не видевшие своего педагога уже почти полгода, пришли попрощаться с ним в церковь, отстояв всю службу. Не каждому выпадает такая верная любовь до гроба. Спасибо вам, дорогие студенты!
Свои таланты А. Ю. унаследовал от обоих родителей: матери-пианистки и отца — известного музыковеда-теоретика Ю. В. Кудряшова. Когда А. Ю. окончил Белорусскую среднюю специальную музыкальную школу по фортепиано и теории музыки, был вопрос — не стать ли ему пианистом. Но отцовская линия перевесила, и он поступил как теоретик в Московскую консерваторию. Однако в дипломной работе сказались те и другие «гены»: была отобрана проблема исполнительской интерпретации И. С. Баха. На защите раздались голоса: это — уровень кандидатской диссертации. Разработанную тему А. Ю. завершил в диссертации «Исполнительская интерпретация музыкального произведения в историко-стилевой эволюции (теория вопроса и анализ «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха)», 1994 (обе работы были выполнены в моем индивидуальном классе).
А. Ю. был зачислен на кафедру междисциплинарных специализаций музыковедов, начав работать там с момента ее основания в 1991 г. (до того он преподавал на кафедре теории музыки). Здесь перед ним была поставлена совершенно новая творческая задача: впервые разработать и вести курс «Теория музыкального содержания» для студентов-исполнителей. Впервые разработать — дело суперсложное, совсем не то же, что преподавать традиционные теоретические предметы. Такое под силу только высокоталантливому музыканту-теоретику, каким и проявил себя А. Ю. Кудряшов. Помог ему в этом его же личный опыт преподавания курса «Философские проблемы искусства» в Институте им. Ипполитова-Иванова, а также — работа в МГК с музыковедами по предмету «Музыка как вид искусства». В «Теории музыкального содержания» (пианисты, ФИСИИ, струнники, аспиранты-иностранцы) А. Ю. выработал самые передовые подходы к объяснению смысла музыкальных произведений, всячески развивая содержательное мышление молодых музыкантов, снабжая их конкретными практическими знаниями. Какую это вызвало ответную реакцию студентов — было сказано выше.
От новаторского преподавания А. Ю. стали расходиться «круги по воде», все более широкие. На ФПК МГК, Училища им. Гнесиных, в других городах России (Тольятти, Астрахань) выступления Кудряшова приносили взрывы успеха. В Астраханской консерватории (еще одном центре развития теории музыкального содержания) он так полюбился, что стал год за годом председателем ГЭК. Преподаванием «Теории музыкального содержания» в исполнении Кудряшова заинтересовался и РАМ им. Гнесиных. Важную поддержку оказал зав. кафедрой специального фортепиано, проф. В. Э. Тропп, сам немало поработавший над развитием смыслового понимания музыки (доц. Кудряшов был зачислен на эту кафедру). И здесь — снова успех, интерес, любовь студентов.
За какие-то полгода 2003/04 годов А. Ю. написал свой учебник «Теория музыкального содержания» для музыкальных вузов, внушительного объема — в 509 страниц. Сейчас книга готовится к выходу в свет в Петербурге. Труд принципиальной важности, с ценнейшими сведениями о музыке и новаторской трактовкой произведений, он должен обогатить музыкальное образование во всей России. Раньше Кудряшовым были выпущены 29 научных статей и две программы по музыкальному содержанию для ДМШ и музучилищ (их копируют и увозят с собой слушатели ФПК, приезжающие на курс «Теории музыкального содержания» в нашу консерваторию). Он выполнил благородную миссию — издал главную книгу своего ушедшего из жизни отца, взяв на себя тяжкий труд компьютерного набора (Ю. В. Кудряшов. Ладовые системы европейской музыки ХХ века. М., 2001).
Как ученый, можно сказать, прирожденный, А. Ю. непрестанно следил за новыми книгами и идеями. Не успеет книга выйти, а он ее уже где-то купил и изучил — под карандаш. Где брал время? С младых лет выработал привычку читать взахлеб по ночам. И так годами, десятилетиями, не задумываясь о здоровье.
А. Ю. Кудряшов женился на дочери знаменитого профессора-пианиста Л. Н. Наумова — Наталье Львовне Наумовой (Кудряшовой). Их сын Алексей Кудряшов весьма рано проявил дарование пианиста. Сейчас ему 17 лет, он успешно гастролирует в России и за границей. А. Ю. с юмором отмечал, что кое-где он стал котироваться не как доцент Московской консерватории, а как отец того самого Алеши…
Страшная раковая болезнь вырвала Андрея Юрьевича Кудряшова из жизни на пике расцвета всех его талантов, на финишной прямой к «доктору наук» и «профессору», в обстановке востребованности, восхищения и любви. И его короткая, яркая и нелегкая жизнь внесла в этот мир доброе дыхание музыкальности и человечности.
Зав кафедрой МСМ,
профессор В. Н. Холопова