Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Большая творческая жизнь

№ 4 (1234), май 2005

Всю свою жизнь дирижер Евгений Яковлевич Рацер посвятил педагогической деятельности. Более 60-ти лет он стоял за дирижерским пультом Оперной студии Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Он дирижировал такими спектаклями, как «Царская невеста», «Севильский цирюльник», «Алеко», «Богема», «Дон Жуан», «Ксеркс», «Женитьба», «Орфей и Эвридика», «Каменный гость», «Евгений Онегин» и другими. Событийными для Московской консерватории стали спектакли современных российских композиторов «Обручение в монастыре» С. С. Прокофьева и «Граф Нулин» А. А. Николаева.

Особенностью дирижера-педагога, профессора Е. Я. Рацера было умение найти естественный синтез вокального и оркестрового звучания, помогая молодому певцу наиболее полно раскрыть свою природную одаренность. Если составить список его учеников, то он, пожалуй, займет все полосы газеты «Российский музыкант». Их имена украшают афиши театров мира, многие стали профессорами нашей консерватории, — это И. Архипова, Л. Болдин, Г. Писаренко, К. Кадинская, П. Глубокий, А. Лошак, Л. Казарновская, В. Чернов, Л. Черных, О. Гурякова и другие.

Евгений Яковлевич мечтал, что когда, наконец-то, будет построено помещение Оперной студии Московской государственной консерватории, появится возможность превратить его в базу для организации учебного процесса по подготовке будущих специалистов музыкальных театров — оперных дирижеров, режиссеров, певцов, актеров, хормейстеров и даже сценографов.

Профессор Рацер придавал большое значение проблеме музыкально-сценического действия и любил цитировать П. И. Чайковского: «Опера, не поставленная на сцене, не имеет никакого смысла». Он всегда восставал против концертного исполнения оперных произведений, утверждая, что для подобного исполнения композиторы специально пишут оратории, кантаты, романсы, песни. Поэтому, занимаясь воспитанием оперного артиста, а не филармонического певца, он постоянно задумывался над проблемой постановки оперного спектакля, когда в процессе подготовки представления огромную роль играет творческое содружество дирижера и режиссера.

Его волновала и проблема подготовки оперных дирижеров в консерваториях нашей страны. Известнейшие статьи Е. Я. Рацера: «Дирижирование» «Время. Музыка. Дирижер», творческие портреты дирижеров оперы — Е. Ф. Светланова, Н. П. Аносова, Г. Н. Рожденственского, Г. П. Провоторова и других — красноречиво говорят о том, что он постоянно возвращался к этой теме. Плодом его многолетних размышлений явилась подготовленная им к печати интересная проблемная статья «Дирижер пришел в оперу» и диссертация на тему «Об опере и музыкально-сценическом воплощении оперного спектакля дирижером и режиссером».

Постоянно размышляя о состоянии и развитии оперно-сценического искусства, профессор Рацер написал ряд статей для разных энциклопедий, опубликовал много статей и рецензий на оперные спектакли в журналах и газетах, выступал с докладами и сообщениями на конференциях и научных семинарах.

В неопубликованном музыкально-теоретическом исследовании «Опера Н. А. Римского-Корсакова „Царская невеста“», содержащем более двухсот страниц, Е. Я. Рацером дан тщательный анализ партитуры как с точки зрения дирижерских аспектов, так и с позиций режиссуры, включающий разработку постановочного плана будущего оперного спектакля.

Трудоспособность Евгения Яковлевича Рацера и его требовательность к себе всегда будут служить для нас великолепным примером ответственного отношения к делу своей жизни.

Профессор Н. И. Кузнецов

Поделиться ссылкой: