Как будто в последний раз
№ 2 (1232), март 2005
29 января, не дожив двух дней до 51-го дня рождения, умер замечательный музыкант, пианист, доцент Московской консерватории Юрий Радиевич Лисиченко. Когда умирают родители, это хотя и тяжело, но естественно. Когда умирают твои дети… Бог знает, как на небесах определяется справедливость.
Юра Лисиченко мой ученик, а все ученики — это мои дети.
Был период (это 1960-е годы), когда у меня были очень тесные связи с музыкальным Львовом. Оттуда, из школы-десятилетки, вышли многие выдающиеся музыканты: Слободяник, Ересько, Башмет. Оттуда приехал и стройный, красивый, обаятельный мальчик Юра Лисиченко, которого все сразу начали ласково именовать «Лисичёнок».
С первого же звука его игра меня убедила в том, что он — безусловно талантливый человек, и я с удовольствием взяла Юру в свой класс. Уже на втором курсе Лисиченко стал лауреатом конкурса им. М. Лонг в Париже. Он быстро развивался и все более проявлялся его прекрасный романтический талант. Но кроме этого, он оказался человеком редкого благородства — явление, увы, нечастое.
После окончания консерватории, Юра, как человек самостоятельно мыслящий, имеющий собственное отношение ко всему, очень недолго был моим ассистентом, и сразу получил свой класс. Он стремительно развивался и как педагог. И я считала, что именно Юрий Лисиченко — это будущее фортепианного факультета Московской консерватории… Замечательный исполнитель, гастролировавший по всей России и во многих странах мира, чуткий педагог, умница.
Юра был всегда человеком верным и надежным. Друзей выбирал на всю жизнь. Еще будучи совсем юным (кажется, на третьем курсе), он подружился с очаровательной девочкой, ученицей Керера, — Ирочкой Плотниковой, пианисткой, одаренной от Бога. И вот эти двое — Юра и Ира нашли друг друга, стали абсолютно гармоничной парой. У них родились прекрасные дети. Сын Дима стал художником, а дочь Сонечка — сейчас звездочка Московской консерватории. И вместе эти дети составляют портрет своего отца — Юры Лисиченко.
Но Юра был не только замечательным отцом, мужем, — он был любящим сыном. Тяжело больную мать он перевез в Москву и терпеливо выхаживал ее.
Последняя моя встреча с искусством Юры Лисиченко — это его выступление на одном из моих юбилейных концертов. Он незабываемо играл ор. 116 Брамса: благородно, мощно, пронзительно. Как будто в последний раз…
Проф. В. В. Горностаева