«Триумф» наш!
№ 2 (1232), март 2005
В Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина состоялась ежегодная (ныне — 13-я) торжественная церемония награждения лауреатов Российской независимой премии «Триумф–2004» за высшие достижения в области литературы и искусства. О том, что это событие по праву является триумфом Alma mater многих поколений музыкантов, а именно — Московской консерватории, известно лишь посвященным.
Начнем с гимна «Триумфа», определившего тональность церемонии. Его автор Александр Чернышов, еще недавно аспирант Московской консерватории по классу композиции проф. Т. Н. Хренникова, лауреат молодежного «Триумфа» 2001 года. Под его музыку отзвучали теплые слова и были вручены статуэтки Золотого Эльфа, выполненные по эскизу Эрнста Неизвестного (члена жюри премии «Триумф»), памятные медали и дипломы.
По традиции имена лауреатов премии оглашаются на пресс-конференции еще в декабре. «Триумфа–2004» были удостоены: Сергей Бархин (художник, сценограф), Кама Гинкас (режиссер), Ульяна Лопаткина (балерина), Виктор Попов (дирижер-хормейстер) и Марлен Хуциев (кинорежиссер, сценарист, а теперь — «Марлен Триумфович» с легкой поэтической строки Андрея Вознесенского).
Кроме того, с 2000 года была учреждена молодежная премия «Триумф» с возрастным «цензом» до 34 лет. В отличие от взрослой премии, кандидатура молодого лауреата выдвигается открыто, без обсуждения и голосования, каждым из двадцати членов жюри. Таким образом, на одной сцене рядом с выдающимися мастерами появились двадцать молодых «триумфаторов». Радует, что в их числе — воспитанники консерватории: аспирантка Ксения Башмет и студент-дипломник Игорь Горский.
О сложностях создания гигантского проекта «Триумфа» с корреспондентами «РМ» поделилась его автор, писательница Зоя Борисовна Богуславская: «Все началось в 1992 году. Мы решили, что надо учредить в России аналог Нобелевской премии, то есть создать независимую премию, чтобы лауреатов определяли коллеги, сами достойные этой премии. Абсолютно новым для подобных мероприятий было самостоятельное жюри, тайное голосование и даже тайное выдвижение кандидатов, поэтому обсуждение имен бывало и бывает очень жестким. Кроме того, премию может получить всякий человек искусства, мастер, поддерживающий отечественную культуру или корнями уходящий в нее, независимо от места жительства и гражданства. Тогда это вызвало шок. У нас все, кто уехал, считались врагами народа. В 1992 году в первой пятерке лауреатов был отмечен премией Альфред Шнитке, в 1997 — Арво Пярт, оба композитора с немецким гражданством. Хотелось восстановить справедливый процесс развития культуры, без выброшенных за борт людей, тем более таких выдающихся. Потому что «Триумф» — это люди, которые не просто имеют успех, это создатели новых направлений».
И действительно, лауреат премии «Триумф–2004», выпускник МГК Виктор Сергеевич Попов в полной мере может быть назван создателем Большого детского хора Российской государственной телерадиокомпании и Академии хорового искусства. «Для меня Московская консерватория — дом родной, — сказал лауреат. — Вспоминаю моих учителей — Владислава Геннадьевича Соколова, Александра Борисовича Хазанова. Консерватория всегда славилась великим коллективом преподавателей на хоровой кафедре. Теперь у нас свое учебное заведение — Академия хоровой музыки, но все равно все мы принадлежим консерватории, потому что выпускники Московского хорового училища преподают теперь в МГК. Это профессора В. В. Суханов, С. С. Калинин, Б. И. Куликов. Сам я ученик Александра Васильевича Свешникова, а свое продолжение вижу в нынешних учениках, которых встречаю в любом уголке России и за границей. Павел Брохин работает в Германии, Валерий Орешкин — в Греции, Миша Гранде — во Франции, Ян Микертумов — в Португалии. Их хоровые коллективы очень хорошие и при этом детские, что мне особенно приятно. Так что ученики продолжают мое дело».
В 2005 году должен состояться следующий «Триумф». Будем надеяться, что он снова будет «нашим».
Елена и Татьяна Токун