Хоровые премьеры осени
№ 7 (1229), ноябрь 2004
«Московская осень» и Борис Тевлин…
Имя фестиваля и имя Артиста связаны неразрывно. Каждый год — с самого тысяча девятьсот семьдесят девятого, с первой «Осени» — Мастер исполняет программу современной отечественной музыки. Какая бы эпоха ни стояла на дворе — «имперские» восьмидесятые, «хаотические» девяностые, «рациональные» двухтысячные; с какими бы коллективами не работал Борис Григорьевич: общефакультетский хор Консерватории, Хор молодежи и студентов или выпестованный им в последнее десятилетие Камерный хор моей дорогой Alma mater — профессор Тевлин продолжал и поныне продолжает высочайшее, бескорыстное служение композиторам-современникам, живым и уже ушедшим.
3 ноября 2004 года в Малом зале Консерватории в рамках Международного музыкального фестиваля современной музыки «Московская осень» состоялся концерт Камерного хора Московской консерватории. В зале аншлаг, очень много молодежи. «Племя младое» знает: интерпретируемая тевлинскими певцами музыка наших дней предстанет во всей полноте своего внутреннего содержания. А, значит, слушатели смогут ее постичь и выбрать для себя лучшее, близкое.
Перед началом концерта дирижер обратился к залу со вступительным словом, в котором рассказал о музыке, исполняющейся этим вечером. А дальше прозвучал гимн России, аранжированный Ю. Потеенко — музыка, связывающая прошлое и настоящее нашей страны. В программу первого отделения вошли: «Родина» Серафима Туликова — дань памяти ушедшему в этом году музыканту (партию фортепиано блестяще исполнил А. Верещагин — студент дирижерского класса проф. Тевлина), Два хора Эдисона Денисова из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Преступление и наказание», две коротких пьесы Андрея Эшпая — аскетичный запричастный стих «Чашу спасения прииму» и популярное задушевно-песенное «Воспоминание». «Лирический блок» завершало сочинение юбиляра этого сезона Мераба Парцхаладзе — «Дерево», где сонористические находки удачно соединены с интонациями грузинского фольклора. Регтаймовый «Щедрик» Юрия Потеенко сменила фолк-минималистская «Колыбельная» Валерия Калистратова, а широко известную пьесу Валерия Кикты «Как за церковью, за немецкою» — три произведения Родиона Щедрина, сочиненные в последние годы: Диптих на стихи Андрея Вознесенского и «Серенада».
Исполняя эти разностильные и разноплановые пьесы, хор продемонстрировал ставшее для него уже традиционным сочетание отточенной вокальной техники с глубочайшим проникновением в мир художественных образов, созданных моими друзьями и коллегами по композиторскому цеху. Кажется, нет такой музыки, которая не была бы «по плечу» Борису Тевлину и его ученикам-певцам.
Во втором отделении звучала музыка трех композиторов: Джона Тавенера, Романа Леденёва, Валерия Калистратова. Кантата Тавенера «Святый» для хора с солирующей виолончелью написана на текст «надгробного» Трисвятого и наполнена просветленной скорбью христианина, расстающегося с близкими людьми. «Клюевский триптих» и «Роща зеленеет» Р. Леденёва — нежно и любовно выписанные русские пейзажи. Кульминацией вечера стала первое исполнение концерта-действа В. Калистратова «Покаяние», в основу которого легли напевы и тексты русских духовных стихов. Основная идея действа — бегство в пустыню от суетного мира — была зримо воплощена на сцене балетмейстером Борисом Ляпаевым. Хотелось бы добавить, что в ряду театрализованных номеров, подготовленных коллективом за последние годы, этот представляется мне наиболее сложным, многоплановым по внешнему рисунку и глубоким по содержанию. Безукоризненное выполнение певцами замысла композитора, дирижера, сценографа стало залогом убедительного успеха произведения, как и вечера в целом.
Хотелось бы отдельно упомянуть солистов — инструменталистов и певцов — чье высокое искусство не оставило слушателей равнодушными. Это Народная артистка России Анна Литвиненко (народный голос), солисты хора Елена Золотова, Алла Морозова, Татьяна Коробкова, Алексей Верещагин; Евгений Румянцев (виолончель), Александр Жуковский (колесная лира).
Окончился концерт… Покидаю зал с чувством глубокого восхищения мастерством исполнителей и радости за своих товарищей-композиторов, чья музыка была блистательно исполнена выдающемся дирижером наших дней — профессором Борисом Григорьевичем Тевлиным.
Кирилл Волков,
композитор, Лауреат Государственной премии РФ, профессор РАМ им. Гнесиных