Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Можно ли научить импровизировать?

№ 3 (1225), апрель 2004

Под таким девизом в Москве в апреле прошли интерактивные лекции Матти Ковлера – композитора из Израиля. Специально по приглашению Кафедры композиции в лице А. А. Коблякова в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского им были проведены две встречи, в которых участвовали музыканты самых разных специальностей – композиторы, теоретики, пианисты, скрипачи, вокалисты. Основная идея лекций – импровизация, как свободный творческий акт, лишенный каких-либо жестких установок и правил. Это в корне отличается от джазовой импровизации, где музыкант следует уже заранее выстроенной схеме. Участникам в увлекательной форме были предложены самые разнообразные виды свободного музицирования, начиная от хорового ансамбля и заканчивая инструментальными дуэтами и трио. При этом предоставлялась абсолютная свобода стиля и формы, без ограничений во времени. Каждое выступление сопровождалось рекомендациями М. Ковлера, направленных на внутреннее раскрепощение участников.

Интересно, что форма импровизации практически у всех скалывалась по типу «волны», то есть постепенного подхода к кульминационной зоне и следующим за ней спадом. Следует полагать, что в этом и кроется некий общий модус, заложенный природой в подсознании человека, проявляя себя во многих его действиях, в том числе и в его творчестве.

Именно в такого рода музицировании лучше всего видно взаимодействие рационального и иррационального, то есть то, что составляет основу любого художественного произведения. Превалирование одного из этих начал неизбежно отражается на форме сочинения, делая ее либо «рыхлой», либо слишком «структурированной», нанося тем самым ущерб творческому замыслу. Таким образом, в ходе лекций, проведенных Матти Ковлером, помимо полученного мощного творческого заряда, внутреннего раскрепощения, удалось выявить важные закономерности, связанные с ощущением музыкального времени и пространства, то, над чем задумываются многие ученые и философы.

Несомненно, для достижения максимальных результатов в овладении импровизацией и ее исследования двух встреч не достаточно. (Хотя Матти удалось добиться очень многого за столь ограниченное время). Это должен быть курс, рассчитанный на целую серию подобных занятий.

Хочется верить, что появление Матти Ковлера в стенах Московской консерватории станет доброй традицией. Благодаря таким мастер-классам, может быть, удастся приоткрыть завесу тайны человеческого творчества.

Кузьма Бодров,
композитор
IV курса

Поделиться ссылкой: