Традиции – жить!
№ 8 (1222), декабрь 2003
В рамках фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения Анны Васильевны Рудневой, состоялось фольклорных концертов. В Малых залах консерваторий Санкт-Петербурга и Москвы в них участвовали только городские исполнители фольклора. В Зале Воронежской филармонии наряду с молодежными ансамблями выступали носители традиции – несколько известных коллективов области. В московском Доме композиторов в концертах «Московской осени» состоялось выступление этнографических ансамблей. И хотя не все заявленные организаторами коллективы смогли приехать (до Москвы добрались только три – из Самарской, Оренбургской и Белгородской областей), этот концерт оказался достойным завершающим аккордом, подводящим итог всему фестивалю. Он подтвердил наши представления о современном состоянии традиционной культуры и послужил живой иллюстрацией к проблематике, обсуждавшейся на круглых столах, в Санкт-Петербурге и Москве.
Хотела бы поделиться впечатлениями от двух выступлений этнографических коллективов в Воронеже и Москве. Конечно, сценическое воплощение естественной фольклорной ситуации всегда чуть надуманно, но все же было заметно, что воронежские исполнители чувствовали себя на сцене довольно спокойно и уверенно. Возможно, дело в том, что они уже не раз выступали в городе и успели почувствовать, как принимает их молодежь, которая так естественно дополнила и продолжила концерт после антракта. Что-то у молодых было лучше, что-то хуже, но ощущение, что традиция жива, появилось именно из-за этого второго отделения. В московском концерте этого продолжения не было, поэтому и воспринимался он по-иному. Большой ансамбль из села Чернореченское Оренбургской области преимущественно состоял из молодежи, но она, увы, старинных песен не знала, что, впрочем, отражает реальную ситуацию в деревне. Коллектив из села Малая Малышевка Самарской области, в котором было только трое поющих (и трое помогающих), наиболее естественно чувствовал себя на сцене. Показывая «конспект» свадебного обряда, исполнители выносили на сцену и хлеб на вышитом рушнике, и большую бутыль самогона, и фирменный самарский пирог-курник, который долго «торговали» в зале, обходя всех зрителей с песенкой. Это свадебное представление было хорошо продумано, «постановочное» в нем сочеталось со скоморошьей импровизацией. Третий ансамбль состоял из жителей двух соседних деревень (сел Веретенниково и Хамызино Белгородской области), поэтому исполнители не были припеты друг к другу и во многих песнях не ладили. По ряду причин не приехали в этот раз и две запевалы коллектива. Своей влиятельной фигурой и даже голосом им пытался помочь Вячеслав Михайлович Щуров, но, чувствовалось, что бабушкам не очень уютно. Только в замечательных плясовых песнях энергия южнорусского движения позволила им раскрепоститься. Москва не раз встречала на своих сценах деревенских жителей. В 60-70 годы XX века этнографические концерты фольклорной комиссии союза композиторов России были ярчайшим явлением в музыкальной жизни столицы: тогда выступали Е. Т. Сапелкин, А. И. Глинкина и другие выдающиеся народные музыканты. Эти события стали откровением для московской публики. Концерты 2000 года, состоявшиеся на той же сцене, не смогли достигнуть столь же высокого уровня из-за угасания традиции. Поэтому в прессе поднимался вопрос о том, не исчерпал ли себя жанр такого концерта-зрелища? И надо ли организовывать столичные этнографические концерты, если бабушек можно высококачественно записать прямо в деревне? В этом смысле последний концерт в рудневском фестивале не стали исключением. Конечно, состояние традиционной народной песни со времен интенсивной работы Анны Васильевны не стало лучше, но, думается, она это предвидела. И тем не менее всю жизнь работала не только над изучением, но и над сохранением фольклора: консультировала хор П. Яркова и другие ансамбли.
Музыковеды-фольклористы, сомневающиеся в необходимости показывать этнографические ансамбли в Москве, забывают о том, что другой возможности увидеть Традицию нет ни у кого, кроме счастливых участников экспедиций. Самые замечательные видеосъемки, фильмы о деревне не дают того ощущения приобщенности, близости к подлинному, которое возникает рядом с исполнителями. На концерты приходят не только искушенные фольклористы, хотя таковых в зале было все-таки больше, но и люди, интересующиеся народной музыкой и ее отличием от группы «Золотое кольцо» или ансамбля Н. Бабкиной. Но более всего такие встречи нужны преемникам традиционных знаний, молодежным фольклорным ансамблям, которые надеются продолжить уходящую культуру народного пения. Поэтому доколе будет возможность, давайте ездить в деревню и привозить ансамбли сюда, чтобы научиться у них тому, чему они могут нас научить.
Марина Альтшулер, аспирантка
На снимке:
Ансамбль из сел Веретенниково и Камызино Белгородской области