А. В. Руднева. 100 лет со дня рождения
№ 8 (1222), декабрь 2003
С именем заслуженного деятеля искусств РСФСР, члена Союза композиторов, профессора Анны Васильевны Рудневой (1903–1983) связана целая эпоха в советской музыкальной фольклористике. Учитель Рудневой К. В. Квитка, рекомендуя ее в качестве преподавателя Московской государственной консерватории, писал о ней как о человеке, обладающем «огромными способностями, необычайным усердием, исключительным энтузиазмом и острой наблюдательностью». Яркая личность, мудрый человек, талантливый ученый исследователь, опытный фольклорист-полевик, прекрасный педагог, патриот своего дела, А. В. Руднева родилась в селе Воронцово-Александровке Ставропольского края. Ее отец был регентом, и с восьми лет Аня уже пела в церкви. В 1923 году она поступила в Московскую государственную консерваторию, которую закончила по двум факультетам – дирижерскому и историко-теоретическому. После окончания консерватории она работала хормейстером студенческого хора в Радиокомитете, заведовала вечерней рабочей консерваторией. С 1931 по 1938 год Руднева жила сначала на Дальнем Востоке, а потом в Воронеже, где работала на радио, руководила общегородским самодеятельным хором. Здесь же, в Воронеже, Руднева начала серьезно изучать народную музыкальную культуру. В 1939 году вместе с коллективом других авторов Анна Васильевна приняла участие в публикации сборника «Народные песни Воронежской области», который сыграл важную роль в ее дальнейшей судьбе.
В 1939 году она переехала в Москву, где познакомилась с К. В. Квиткой, пригласившим ее на работу в Московскую консерваторию сначала лаборантом, а потом и в аспирантуру. С 1944 года Руднева была ассистентом на кафедре фольклора, в 1950 году ей было присвоено звание доцента. Она стала вести курс русского народного музыкального творчества и заведовать Кабинетом народной музыки. В 1963 году Руднева защитила диссертацию «Народные песни Курской области. Курские танки и карагоды, таночные и карагодные песни и инструментальные наигрыши», за которую, минуя кандидатскую, ей была присвоена ученая степень доктора искусствоведения.
Научные интересы А. В. Рудневой были чрезвычайно обширны. Большая часть ее работ посвящена анализу музыкально-поэтической стилистики русской народной песни: стихосложению, музыкальной и музыкально-поэтической ритмике, формообразованию, ладовым особенностям. Неоценим вклад Рудневой в дело изучения народного инструментария и региональной стилистики в русском фольклоре.
Делом своей жизни Руднева считала работу, связанную с певческой практикой. Она была научным консультантом, а потом и руководителем народного хора, основанного П. Г. Ярковым (1945–1949), с 1949 по 1954 год – художественным руководителем Хора русской песни Всесоюзного радио. С 1966 по 1972 год Руднева параллельно с занятиями в консерватории преподавала на отделении руководителей народных хоров в Институте имени Гнесиных.
Велика заслуга Анны Васильевны и как одного из организаторов музыкально-этнографических концертов во всесоюзном Доме композиторов, регулярно проходивших там с середины 60-х годов и сыгравших огромную роль в формировании отношения интеллектуальной московской публики к народному искусству.
Фестиваль, посвященный 100-летию А. В. Рудневой, на мой взгляд, смог отразить все стороны деятельности этого замечательного педагога, музыканта, исследователя, человека. Имя Анны Васильевны Рудневой по-прежнему притягивает к себе и маститых, и совсем молодых этномузыкологов, представителей различных научных школ и направлений, живущих в России и за ее пределами. У меня создалось впечатление, что аура Анны Васильевны ощущалась во всем, начиная с момента, когда продумывалась программа Фестиваля, до ее воплощения.
В Консерватории прошли уже три международные научные конференции, посвященные ее памяти, на которые съезжались ученые со всей России и из-за рубежа. Скоро должен выйти сборник научных статей и материалов (32 статьи) последней из них, состоявшейся в 2001 году. Финансового обеспечения эти мероприятия не имели. Наверное поэтому мы и отважились, не имея ни копейки, сделать фестиваль. Вначале планировались только консерваторские события, но мы получили предложения провести круглый стол на тему «Теоретические проблемы этномузыкологии и полевые музыкально-этнографические исследования» в Санкт-Петербургской консерватории, что не помешало и петербургским ученым, в свою очередь, приехать в Москву на круглый стол «Современное состояние традиционной культуры», состоявшийся в Доме-музее Ф. И. Шаляпина.
Очень богатой оказалась концертная программа. Разнообразие творческих интересов Анны Васильевны – она была и хормейстером-академистом, и фольклористом-собирателем, и консультантом многих народных хоров и ансамблей, и теоретиком-фольклористом, и, по словам В. Калистратова, «композитором в душе» – повлекло за собой разнообразие программ. В Рахманиновском зале состоялись концерты кафедр хорового дирижирования и композиции, в Малых залах Санкт-Петербургской, Московской консерваторий и в Воронежской филармонии (с этим городом был связан значимый период ее творческой деятельности) – молодежных фольклорных ансамблей. В зале Дома композиторов в рамках фестиваля «Московская осень» выступили этнографические фольклорные коллективы.
Всем запомнился и просмотр видеоматериалов, связанных с деятельностью Анны Васильевны и современными полевыми исследованиями, прошедший в Доме народного творчества. Большую помощь в организации фестиваля оказала семья Анны Васильевны, которой мы обязаны выпуском буклета ей посвященного. Мне кажется, что фестиваль займет достойное место в культурных событиях России этого года и надолго останется в памяти участников и слушателей.
Профессор Н. Н. Гилярова,
председатель оргкомитета Фестиваля
Музыкальную часть фестиваля открыл хор студентов дирижерско-хорового факультета под руководством профессора Станислава Семеновича Калинина. Перед началом концерта в Рахманиновском зале со вступительным словом выступила проректор по научной и творческой работе профессор Е. Г. Сорокина, которая проникновенно рассказала о значительной роли А. В. Рудневой в науке и искусстве.
В программе концерта были представлены духовные сочинения, обработки народных песен, а также произведения современных композиторов. Музыкальные впечатления от духовной музыки были первыми в жизни Анны Васильевны и стали основой ее художественного воспитания. Поэтому закономерно, что в программу концерта были включены произведения П. Чайковского «Верую» из «Литургии Св. Иоанна Златоуста» соч. 41, С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся» из «Всенощного бдения», Н. Голованова «Ныне силы небесныя».
Из лирических песен Анна Васильевна особенно выделяла три. Одна из них – «Уж ты, сад» прозвучала в концерте в обработке автора этих строк. Вторая – «Веселая беседушка» – была представлена в обработке В. Соколова («Повянь, повянь, бурь-погодушка»). Третья – «Горы Воробьевские». Поскольку композиционная связь с нею ощущается в Хоре поселян из оперы «Князь Игорь» А. Бородина; это произведение также было исполнено в этот вечер.
В концерте прозвучали сочинения В. Кикты – «Благослови, Господь, Россию», (слова А. Лазарева), «Тихая песня» (слова Т. Беляевой); В. Калистратова – «Таня-Танюша», «Шел-прошел месяц». Эти композиторы, будучи студентами, занимались у Анны Васильевны. Много теплых слов о Рудневой сказал В. Калистратов. Он вспомнил, как создавалось его раннее сочинение, песня «Таня-Танюша». Эту южнорусскую (курскую) песню предложила ему для обработки Анна Васильевна. Композитор сначала не мог понять, «что же в этих трех нотах может быть интересного и содержательного». Но, как оказалось, именно терцовая попевка, содержащаяся в фольклорном первоисточнике, была «благодатным зерном» для интенсивной творческой разработки, что и принесло этому сочинению широкое признание. Высоко оценивал его Г. В. Свиридов, назвавший этот хор «маленьким шедевром». В заключение концерта торжественно прозвучало новое сочинение Р. Леденева – «Аллилуия» (первое исполнение) и народная песни «Ой, все кумушки, домой» (блестящая обработка А. В. Свешникова).
Юлия Тихонова,
аспирантка
На снимках:
Н. Н. Гилярова и Е. А. Краснопевцева.
Фольклорный ансамбль Московской консерватории.