Чудо-контрабас Иосифа Гертовича
№ 7 (1221), ноябрь 2003
Иосиф Францевич Гертович (1887–1953), заслуженный артист Российской Федерации, концертмейстер-солист оркестра Большого театра СССР (1910–1953), профессор Московской консерватории (1922–1953) – первый выдающийся контрабасист-концертант послереволюционной России.
Первые его шаги в музыке связаны со скрипкой, но в 1902 году он начинает карьеру контрабасиста и посвящает этому инструменту всю последующую жизнь.
Блестящий виртуоз, Гертович равно ярко проявил себя как высоко профессиональный оркестрант и камерный исполнитель, как солист-концертант. Исполнительское искусство Гертовича отличалось не только блистательным мастерством, но и большой эмоциональной выразительностью и подлинным артистизмом. Для тех, кто слушал исполнение этого выдающегося музыканта, навсегда запомнилось благородное изящество трактовки и самой исполнительской манеры Иосифа Францевича. Мало к кому из музыкантов слово «Артист» могло относиться в такой высокой мере, как к Гертовичу. Благородная манера звукоизвлечения, скрипичное изящество штрихов (Гертович играл смычном с низкой колодкой, «французским»), точная интонация, продуманная фразировка, наконец, то неуловимое качество, которое можно определить как способность артиста устанавливать тесный творческий контакт с аудиторией, – вот основные черты Гертовича-солиста. Высокое искусство артиста превратило контрабас в его руках в «большую скрипку».
В течение 30 лет контрабас Гертовича звучал в лучших залах Москвы – Большом и Малом залах Московской консерватории, в Бетховенском зале Большого театра, а также в залах Ленинграда и Тбилиси. Репертуар контрабасистов в то время был крайне ограниченным, сегодняшний его масштаб музыканту мог только грезиться. Программы с немногочисленными произведениями для контрабаса Гертович дополнял своими переложениями скрипичной музыки. Наряду с «Большим дуэтом» (со скрипкой) Д. Боттезини, «Арией» для баса и контрабаса Моцарта, «Концертом» для контрабаса С. Кусевицкого в его выступлениях звучали: «Соната № 4» для скрипки Моцарта, «Соната» Ц. Франка, «Пассакалия» Генделя-Хальворсена, многие скрипичные пьесы. Нередко музыкант играл и свои собственные произведения.
Выступления артиста с оркестром Большого театра СССР в Большом зале Московской консерватории становились значительными событиями музыкальной жизни столицы, в этих концертах он играл свои любимые произведения: «Концерт» С. Кусевицкого и «Канцонетту» из скрипичного концерта П. И. Чайковского.
Превосходный ансамблист, Гертович много сил отдавал камерному музицированию. Кажется, весь доступный в то время ансамблевый репертуар с контрабасом был сыгран музыкантом. Его партнерами по ансамблям были выдающиеся отечественные артисты: пианисты К. Игумнов, А. Гольденвейзер, Г. Нейгауз, Л. Оборин, Э. Гилельс, скрипачи Л. Цейтлин, Д. Ойстрах, Д. Цыганов, солист ГАБТа Иван Петров. Он выступал с квартетами имени Бетховена, имени Комитаса, квартетом Большого театра, в ансамбле старинной музыки. И именно Гертович стал участником премьеры в Москве, в 1927 году труднейшего Квинтета С. Прокофьева.
В оркестре Гертович сразу и безоговорочно занял положение лидера контрабасистов. Возглавляя группу контрабасов оркестра Большого театра в течение тридцати лет, он также выполнял обязанности концертмейстера
групп в Персимфансе (Первом симфоническом ансамбле – оркестр без дирижера), а затем и Государственного симфонического оркестра СССР. О достоинствах Гертовича-оркестранта лучше всего скажут факты его жизни. Сергей Кусевицкий, возглавив в США Бостонский оркестр, не раз в письмах сожалел, что в его «самом лучшем симфоническом оркестре» не достает «самого лучшего контрабасиста Гертовича». Во время записи музыки С. Прокофьева к к/ф «Иван Грозный» в 1945 году только Гертович смог записать знаменитое соло контрабаса в сцене «Иван умоляет бояр». Дмитрий Шостакович после премьеры в Куйбышеве, в 1942 году Седьмой симфонии адресовал Гертовичу теплые и искренне восторженные слова: «И. Ф. Гертовичу на память о совместной работе. Примите и мою горячую любовь к Вам за то исключительное Ваше искусство, которое доставило мне столько радости». Педагогическая деятельность Гертовича – яркая страница в истории классов контрабаса Московской консерватории. Многие его ученики достойно представляли школу профессора в оркестрах Москвы. Среди них были лидеры групп контрабасов (М. Штейнке, А. Астахов) и талантливые солисты (В. Вашенцева).
Гертович-солист – сегодня легенда. Сохранился единственный свидетель его исполнительского искусства – старенькая, 1952 года пластинка с записью двух небольших пьес – «Адажио» неизвестного автора XVII века и «Мелодия в старинном стиле» Габриэль-Мари. Но эта несовершенная по нашим представлениям запись дает возможность оценить выдающееся искусство контрабасиста.
Профессор Лев Раков
На фото: И. Ф. Гертович с коллегами и учениками