Посвящение де Гриньи
№ 7 (1221), ноябрь 2003
В Малом зале консерватории состоялся необычный классный вечер. Органный класс доцента Московской консерватории Д. В. Дианова представил публике Органную мессу Николя де Гриньи (1672–1703) – композитора, имя которого мало что говорит сегодня даже музыкантам с высшим образованием. Тем не менее, сам факт этого концерта значителен по нескольким причинам.
Первая причина – обращение к личности французского композитора эпохи Людовика XIV (концерт был назван «Посвящение творчеству Николя де Гриньи» и приурочен к 300-летию со дня смерти композитора). Церковный органист, который при жизни выпустил всего один сборник – «Первую органную книгу» (1699), содержащую версеты мессы и пяти гимнов, – в свое время был не менее известен, чем Франсуа Куперен. Его «Органная книга» многократно переписывалась, а через 8 лет после смерти автора была переиздана. О композиторском масштабе де Гриньи говорит тот факт, что в 1703 г. ее собственноручно скопировал И. С. Бах.
Вторая – исполнение мессы целиком, кажется, впервые в отечественной истории. Вечер не был громко назван российской премьерой, однако присутствовавшие на нем органисты не могли не отметить, что раньше фрагменты мессы входили лишь в репертуар С. Л. Дижура, который и познакомил нашу публику с именем де Гриньи. На концерте это сочинение исполняли Д. В. Дианов, О. Кошкина, А. Суслова, О. Бочихина (все – студентки класса Д. В. Дианова) и ассистент-стажер Ю. Михайлова (руководитель проф. Н. Н. Гуреева).
Третья причина – возрождение традиции совместного музицирования учителя и учеников. Д. В. Дианов участвовал в исполнении наравне со студентами и аспирантами. Ныне такая традиция поддерживается немногими преподавателями консерватории (среди них назову профессоров Э. Д. Грача, Д. Н. Сахарова, А. А. Паршина), тем более на классных вечерах, которые давно уже превратились в смотры студенческих сил, демонстрацию прежде всего педагогического, а не исполнительского мастерства наставников. Играть в одном концерте со своими учениками – отнюдь не простая задача, требующая от педагога и особого такта, и состояния духовного водительства.
Д. В. Дианов, открывший концерт, задал тон всем выступавшим внутренней собранностью, высоким духом служения исполняемой музыке.
Четвертая причина значительности и даже знаменательности концерта, причина, которую следовало бы поставить на первое место: построение программы классного вечера исходя из главенствующей идеи, а не из возможностей и репертуара учеников. Монографические программы для классных вечеров редкость, а уж классных вечеров, посвященных, по сути дела, одному произведению, мне вообще не доводилось слышать. Идея подобного классного вечера сравнима с некоторыми кафедральными проектами, но своей смелости превосходит, например, баховские программы: целый концерт отдан творчеству неизвестного и нерепертуарного композитора.
Просветительскую миссию несло и само посвящение де Гриньи, и вступительное слово, и обширный письменный вкладыш к программке, повествующий о французской музыке XVII века и истории органной мессы.
Несмотря на монографическую идею, программа концерта не ограничивалась сочинениями де Гриньи. Их обрамляли произведения руководителя класса, работающего также на кафедре композиции, специалиста в области органного письма Д. В. Дианова: фрагменты из Первой органной книги (1999) и блестящий концертный Мюзет, написанные под впечатлением музыки французского мастера. Сочинения Дианова с удивительной достоверностью воспроизводя не просто формы и технику композиции, а стиль и сам дух музицирования далекой эпохи. Они органично вписались в программу, явившись настоящим музыкальным приношением Николяде Гриньи.
Первый классный вечер доцента кафедры органа и клавесина Д. В. Дианова не просто прошел удачно, а стал событием в музыкальной жизни консерватории и органной жизни Москвы. Он показал, что он за недолгие годы работы Дмитрий Валентинович воспитал преданных своему делу учеников, тонко чувствующих стиль (особенно хочется отметить студентку композиторского факультета О. Кошкину) и знающих непростые правила исполнения французской музыки. Хочется верить, что задумка Д. В. Дианова и его учеников откроет новую страницу в практике проведения классных вечеров и внесет свежую струю в работу концертного отдела консерватории.
Преподаватель Мария Распутина