Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Юбилей Родиона Щедрина в Москве

№ 1 (1215), февраль 2003

Фестиваль «Автопортрет» в честь Родиона Константиновича Щедрина (к его 70-летию) стал большим, радостным праздником, проходившим в первой половине декабря 2002 года в Москве и Петербурге. При этом видную роль сыграла Московская консерватория – и своими залами, и своими артистическими силами, и своей полной энтузиазма слушательской аудиторией.

Фестивалю навстречу консерватория провела в Рахманиновском зале встречу с композитором: с вопросами, ответами и музыкой. Композитору был вручен Диплом Почетного профессора Московской консерватории (присужденный еще в 1997 году) и Золотая медаль и Диплом лауреата 2002 года Фонда И. Архиповой за создание оперы «Мертвых душ». Один из первых вопросов был: что значит для современного композитора фольклор? Ответ Щедрина: «Композитор только тогда интересен для других наций, когда он связан с корнями земли, родившей его, воспитавшей, давшей силы»… Вопросы и ответы о новых сочинениях: премьера оперы «Очарованный странник» по Н. Лескову для концертной сцены пройдет в Нью-Йорке в Линкольн-центре, композитор опасается далекости американцев от этого русского сюжета (сейчас знаем – был полный успех), симфонические «Диалоги с Шостаковичем» уже трижды были сыграны в Америке. В связи с больным вопросом о жизни молодых композиторов Щедрин обратил внимание, что на Западе открывают факультеты коммерческой музыки, где авторов учат работать для рекламы, для клипов и т.д. По мнению мэтра, композитор сам должен входить в широкую жизнь, и «если профессия тебя не кормит, грош тебе цена». А каков его творческий завет как композитора? «Интуиция и высокая образованность».

Гала-концерт открытия фестиваля прошел в Большом театре, велась прямая трансляция по телевидению. Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского под управлением В. Федосеева с блеском исполнил популярные «Озорные частушки», Фортепианный концерт № 4 (солист – Олли Мустонен). Камерный хор Московской консерватории под управлением Б.Тевлина – театрализованную версию хоровой кантаты «Казнь Пугачева». Венчал программу самый знаменитый балет Щедрина – «Кармен-сюита».

Поистине колоссальным достижением Alma mater стало исполнение в Рахманиновском зале Щедрина всего цикла 24 прелюдий и фуг учениками класса проф. С. Л. Доренского. Их было семеро: Ф. Амиров, В. Кузнецов, А. Сальников, Е. Мечетина, Т. Лазарева, Т. Мичко, В. Игошина. Первое отделение – диезные тональности – исполняли мужчины, второе – бемольные тональности – дамы. Почтенный музыкант внушает ученикам острейшее чувство современной интонации: Щедрин у них звучит как их собственный родной язык, они в нем – у себя дома. Семеро – студенты, аспиранты, лауреаты конкурсов – различны по индивидуальности. А. Сальников играл свой блок скорее как «движущуюся архитектуру», В. Кузнецов, наоборот, – с ассоциациями: импровизации, танцевальности, с широкой палитрой звуковых средств, с наполненной смыслом виртуозностью. Ф. Амиров исполнил все наизусть. «Дамская половина» также блистала и виртуозностью, и содержательностью. В. Игошина заинтриговывала редкой интересностью каждого звука. Стремительно прославившаяся за последнее время Е. Мечетина играла зрело, с яркой подачей каждого выразительного штриха. А скрытый режиссер (проф. С. Л. Доренский) еще и выстроил весь концерт как единое, динамичное и захватывающее целое.

Ектерине Мечетиной выпало выдержать с музыкой Щедрина целый исполнительский марафон. Не смогла приехать подготовленная пианистка из-за рубежа, Щедрин предложил сыграть целое отделение Мечетиной (в Малом зале консерватории) – и той пришлось его подготовить за 12 дней. Это были: Соната № 2 головокружительной трудности, новаторская в чисто музыкальном отношении, новые 7 пьес для фортепиано (2002), мировая премьера, где молодая пианистка задала достойный эталон их интерпретации, и фортепианная версия «Озорных частушек». Последняя пьеса, названная «Частушки», концерт для фортепиано соло (1999), – типично финальный, даже «бисовый» номер, требующий недюжинной виртуозности, и вознагражденный бурными аплодисментами.

В том же Малом зале консерваторцы продолжили линию своих успехов. Ансамблем солистов «Студия Новой Музыки» под управлением И. Дронова (художественный руководитель проф. В. Г. Тарнопольский) была «прочерчена» «Геометрия звука» для 18 исполнителей, где все эффекты складываются благодаря игре пространством зала. Хотя из-за малого пространства Малого зала расположение музыкантов не получилось таким, как в партитуре, созданные стереоэффекты представили пьесу полной самой свежей новизны.

Веселый сюрприз преподнес проф. Б. Г. Тевлин со своим прекрасным Камерным хором, взявшись за, казалось бы, всем давно ясную «Не только любовь». В интерпретации «Маленькой кантаты» из этой оперы он использовал элементы театральности (как и в «Казни Пугачева» – в сценической редакции Н. Сомоновой): повороты групп хора, надевание платочков, кепок. Комедийностью и игрой он привел в полное соответствие исполнение и замысел, что в свое время не получалось в Большом театре. Остается пожелать «хору с комедией» получить новый Гран-при.

«Фирменный» исполнитель Щедрина, Б.Тевлин представил на Фестивале и другие хоровые сочинения композитора. Среди них – Четыре хора на стихи А. Вознесенского (1971) в присутствии самого знаменитого поэта (тут осталось пожалеть, что этот содержательный цикл звучит очень нечасто, и пожелать, чтобы он слушался не только «на фоне Вознесенского»). Исполнения же «Строф «Евгения Онегина» и «Казни Пугачева» просто стали классикой.

Родион Константинович выступил и как пианист – в камерных ансамблях. Оказалось, что у автора музыки, брызжущей жизненной энергией и динамическим напором, здесь манера высказывания на рояле – весьма строгая, даже чуть суховатая. В дуэте с Д. Герингасом (Соната для виолончели и фортепиано), с широченной кантиленой и всевозможными современными красочными штрихами у виолончелиста, образовался полнейший контраст – словно полифонический роман ХХ века. Впервые исполненная в России «Менухин-соната» (1999) для скрипки с фортепиано (Р. Щедрин и Д. Ситковецкий) произвела впечатление особостью своего замысла – сочинения на смерть Иегуди Менухина. А в качестве happy end три серьезных мастера развлекли публику «бисовыми» Тремя пьесами для трио, позволяя себе подпевание и разные артистические вольности.

В рамке «Автопортрета» прошло и научное мероприятие – конференция «Родион Щедрин и время» в Московской консерватории. Ко всем книжным изданиям к юбилею композитора наша консерватория также имеет прямое отношение: «Монологи разных лет» Р. Щедрина (М., 2002, сост. Я. Платек, комментарий Е. Власовой), буклет фестиваля (сост. Е. Власова), немецкая версия книги В. Холоповой «Путь по центру» (Майнц, Шотт, 2002).

Вершина торжеств – заключительный концерт, в Большом зале Московской консерватории. Звучат «Лолита-серенада» для оркестра – заказ из Питтсбурга, дирижер Д. Ситковецкий, «Parabola concertante» или «Концертная притча» для виолончели, струнного оркестра и литавр, российская премьера, солист – Д. Герингас (произведение в сфере притяжения «Очарованного странника»), «Таня-Катя» – романс в народном стиле для сопрано и оркестра, мировая премьера (концертная ария на несколько слов – «Там, где Таня, там и Катя…»). А на вершине вершины – Фортепианный концерт №5, где царит снова наш консерваторец, ученик С. Л. Доренского, – Денис Мацуев. Лауреат 1 премии XI конкурса им. Чайковского, Мацуев выучил этот неизвестный концерт за две недели и играл с захватывающим, напряженным заострением музыкальных интонаций. В финале сочинения сам Щедрин поставил мировой рекорд по энергии инструментальной концертности. И все это со всепоглощающей виртуозностью воплотил Д. Мацуев, в конце даже вскочив со своего места. А на бис эффектно сыграл джазовую импровизацию – на мелодию песни Щедрина «Не кочегары мы, не плотники» из кинофильма «Высота».

Герой «Автопортрета» считает данный фестиваль самым лучшим из всех, когда-либо с ним связанных. На деле же этот вернисаж означает нечто большее. Он полностью доказал жизненность всего творчества Щедрина, его классический статус – от раннего, сорокалетней давности, до позднейшего. А Московская консерватория – жизненность понимания этого огромного современного российского композитора.

Профессор В. Н. Холопова

Мстислав Ростропович:

Дорогой друг!

Я счастлив играть твои сочинения. Твое творчество – одна из ветвей могучего древа музыкального искусства России. Ты создал свой собственный стиль в музыке, ты удивительно разносторонне одаренный человек, образованный во всех областях искусства. Я ценю твой музыкальный вкус. Ты замечательный верный друг! Я очень надеюсь, что мы еще поработаем вместе!

Александр Соколов, Ректор Московской консерватории:

Дорогой Родион Константинович!

Многие из концертов фестиваля Вашей музыки пройдут в залах Московской консерватории. И это не случайно. Вы выпускник консерватории, унаследовавший традиции замечательных русских музыкантов. Вы здесь преподавали. Для новых поколений музыкантов Вы являетесь непререкаемым авторитетом. И фестиваль Вашей музыки станет для них мастер-классом выдающегося современника, почетного профессора Московской консерватории.

Из буклета фестиваля

Поделиться ссылкой: