Музыка и шахматы
№ 7 (1214), декабрь 2002
Большим поклонником шахмат был Сергей Иванович Танеев. Его шахматная биография примечательна тем, что ему довелось играть немало партий с Львом Николаевичем Толстым, как известно, весьма сильным шахматистом. Сын Толстого Сергей Львович вспоминал на склоне жизни: «Летом в 1895–1896 годах в Ясной Поляне жил известный композитор и шахматист Танеев. Почти каждый вечер он играл со Львом Николаевичем в шахматы. Играл он слабее, но все же иногда побеждал. Между ними был такой договор: если проигрывал Танеев, то он обязывался играть на фортепиано пьесу по выбору Льва Николаевича, если же Лев Николаевич, то отец обязывался прочесть что-нибудь вслух из своих сочинений. Разумеется, и в том, и в другом случае в выигрыше была яснополянская публика, но она чаще слышала музыку Танеева, чем чтение Толстого»…
Заметную роль играли шахматы в жизни Александра Борисовича Гольденвейзера. Среди шахматных партнеров А. Гольденвейзера были С. Танеев, А. Скрябин, С. Рахманинов, Ф. Шаляпин, Р. Глиер, С. Прокофьев. Он был дружен с Л. Н. Толстым и сыграл с великим писателем за пятнадцать лет свыше шестисот партий.
Особое место среди музыкантов должно быть отведено Сергею Сергеевичу Прокофьеву. Прокофьев страстно любил шахматы с детских лет и был верен им до конца дней. Прокофьеву выпало встречаться за шахматной доской и с другими великими корифеями шахмат – Э. Ласкером, Х. Капабланкой, М. Ботвинником. «Шахматы для меня – это особый мир борьбы, планов и страстей», – говорил Сергей Сергеевич. И однажды в шутку отметил: «Это дело номер два».
Выдержки из вступительной статьи М. Тайманова
к книге Ю. Святослава «С. С. Прокофьев и шахматы»
подготовил проф. Е. М. Ботяров