1882 Игорь Стравинский 2002
№ 7 (1214), декабрь 2002
В уходящем году исполнилось 120 лет со дня рождения великого композитора Игоря Федоровича Стравинского. Гений русской музыки, он признан во всем мире как классик искусства ХХ столетия, чье творчество создало художественный образ эпохи образ несравненной силы и выразительности. Эволюционируя вместе со временем, живя, по его собственным словам, con tempo, Стравинский умел запечатлеть в звуке, в афористически сжатой и совершенной форме неповторимые черты бурного ХХ века, постепенно удаляющегося в глубь истории. В том, что он превратился в непререкаемого классика, есть и грустная нота: ожесточенная полемика и даже неприятие, сопровождавшие появление его новых сочинений, были на самом деле признаком неослабевающего интереса к его творчеству, в настоящее время несколько успокоившегося.
С другой стороны, музыку Стравинского нельзя назвать хрестоматийно известной, особенно, к нашему стыду, на родине композитора. Ряд значительных сочинений Стравинского, прежде всего позднего периода, никогда не звучал в российских концертных залах. Да и некоторые из известных опусов исполняются нечасто. Поэтому фестиваль, состоявшийся в связи с 120-летней годовщиной И. Ф. Стравинского в стенах Московской консерватории, оказался не просто уместным, но и необходимым – хотя бы для тех наших молодых слушателей, которые никогда не слышали в живом исполнении Симфонию псалмов. Фестиваль составили три концерта и двухдневная научная конференция.
В программу концертов – двух камерных и одного симфонического, прошедшего в Большом зале консерватории – вошли произведения Стравинского разных времен и разной степени известности, в том числе российские и московские премьеры: Кантата на тексты английских поэтов XV–XVI веков, мемориальный опус «Памяти Дилана Томаса», «Монумент Джезуальдо» и Хоральные вариации И. С. Баха в обработке для хора и оркестра. Первая программа была представлена Факультетом исторического и современного исполнительского искусства под руководством Заслуженного артиста России профессора Алексея Любимова, который принял самое деятельное участие в подготовке и проведении фестиваля. Концерт был посвящен Стравинскому – интерпретатору полифонии Ренессанса, и программу составили прежде всего сочинения 1950–1960-х годов, написанные с использованием старинных канонических форм и жанров. Очень свежо прозвучала Кантата для солистов, женского хора и пяти инструментов, где элемент подлинности был внесен американским тенором Хью Уинном (дирижировал Феликс Коробов). Но вот «Монумент Джезуальдо» показался трудноватым для молодых музыкантов. Второе отделение создало резкий контраст: там прозвучали в переложении для двух фортепиано очень разные сочинения Стравинского – «Мадрид» и «Весна священная». Блистательный ансамбль Алексея Любимова и Александра Мельникова доставил истинное наслаждение.
Вторая камерная программа называлась «Детская и мюзик-холл» и была посвящена главным образом вокальным и фортепианным миниатюрам, которые Стравинский создавал «по случаю», для домашнего развлечения и другим не слишком серьезным поводам. Однако почти все они – маленькие шедевры, не говоря о Концерте для двух фортепиано, тоже вошедшим в программу. Она была исполнена Светланой Савенко (сопрано), Юрием Полубеловым и Михаилом Дубовым (фортепиано).
Крупнейшим событием фестиваля стал заключительный симфонический концерт, в программу которого вошли масштабные партитуры Стравинского – музыка балета «Аполлон Мусагет», Концерт для фортепиано, духовых, контрабасов и литавр, Хоральные вариации и Симфония псалмов. Все это было исполнено силами студентов консерватории – струнным и симфоническим оркестром, а также хором, к которому в Симфонии псалмов присоединилась Московская капелла мальчиков. В Концерте эталонный уровень интерпретации задал солист – Алексей Любимов, и, надо признать, молодые коллеги в целом оказались достойны такого соседства. «Аполлон», которого нечасто удается услышать в полном струнном составе (его играют все больше камерные оркестры) прозвучал просто прекрасно – настоящим наполненным звуком, динамически разнообразно и в должном ритмическом тонусе. В других сочинениях попадались случайности, в основном по части духовых, но это не испортило общего впечатления. Убедительно прозвучал и шедевр Стравинского – Симфония псалмов, выстроенная цельно, верно в темповом и артикуляционном отношении и в результате по-настоящему захватившая слушателей. Программа стала дебютом Заслуженного артиста Анатолия Левина в роли художественного руководителя и дирижера Симфонического оркестра Московской консерватории. С концертом, подготовленным за считанные недели на таком уровне, можно поздравить и дирижера, и студентов, и всю консерваторию.
Научная конференция называлась «Стравинский в контексте времени и места» и главной ее темой стали разнообразные связи творчества композитора с современниками и художниками прошлого, история создания отдельных сочинений и особенности стиля различных периодов. К сожалению, из-за отсутствия финансирования не смогли приехать петербургские участники, заявившие интересные темы.
Конференция открылась фундаментальным докладом профессора Ю. Н. Холопова «Стравинский и пути новаторства в музыке ХХ века». Обобщающий характер имело выступление ведущего научного сотрудника Российского института искусствознания А. А. Баевой «Стравинский и опера ХХ века». Сообщение профессора В. П. Варунца было посвящено взаимоотношениям Стравинского и Н.Рериха во время создания «Весны священной», А. В. Кущева (Волгоград) рассказала о двух балетах Стравинского – «Аполлоне Мусагете» и «Орфее». Полемический характер имело как всегда артистичное выступление профессора М. А. Сапонова под интригующим названием «Что на самом деле Жан Кокто писал Стравинскому». И. В. Карпинский поделился своими соображениями о транскрипциях Стравинского как историко-культурном феномене. Профессор Музыкальной академии им. Гнесиных Л. С. Дьячкова посвятила свой доклад проблеме неоканона в Мессе Стравинского. Интересными оказались и два других доклада на «старинную тему»: «Стравинский – Джезуальдо: взгляд назад или открытие нового?» профессора Т. Н. Дубравской и «Каноны Стравинского: диалоги эпох» дипломницы Е. Ивановой. На важную тему выступила и другая дипломница, Е. Ферапонтова: ее сообщение называлось «Эмоции „аэмоциональной“ музыки Стравинского». Профессор С. И. Савенко познакомила присутствующих с новостями зарубежной стравинскианы, главным образов уделив внимание фундаментальному исследованию Ричарда Тарускина «Стравинский и русские традиции».
Светлана Савенко
К 120-летию Игоря Стравинского художественный руководитель и дирижер оперного театра Московской консерватории проф. А. Н. Якупов совместно с вокальным факультетом подготовили комическую оперу Стравинского «Мавра». Премьера состоялась в Малом зале консерватории 5 ноября. Исполнители: Гусар (Мавра) – Станислав Виторт (студент 4 курса, класс проф. В. И. Пьявко); Параша – Роза Крэл (студентка 4 курса, класс проф. И. И. Масленниковой); Мать – Элла Фейгинова (солистка театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, выпускница МГК, класс проф. Г. А. Писаренко). Режиссер (дебют) – кандидат искусствоведения И. И. Силантьева. Концертмейстер — Т. В. Геворгова.