Без страха и упрека
№ 6 (1213), ноябрь 2002
Московская консерватория отметила 70-летний юбилей профессора кафедры теории музыки Юрия Николаевича Холопова. Ученики и коллеги юбиляра преподнесли ему в подарок пятидневный фестиваль «Музыкальные миры Ю. Н. Холопова», придуманный и осуществленный как музыкальное приношение своему Учителю.
Незаурядная творческая личность Юрия Николаевича, духовно-эстетические взгляды и ценности удивительно цельной и самобытной человеческой натуры, последовательно продолжились в его педагогических и научных принципах, поразительном отношении к Музыке и науке о ней.
Во многом предопределив пути Новой науки о музыке, равно как и самой Новой Музыки, Ю. Н. Холопов один из немногих увидел в исканиях своих современников иное понимание музыкального искусства и законов им управляющих. Общение и сотрудничество с выдающимися композиторами ХХ века, такими, как А. Волконский, К. Штокхаузен, Э. Денисов и другими позволили Юрию Николаевичу заглянуть в сущность композиторского творчества, познавая сказанное авторами о себе самих через язык их собственной музыки. Недаром Андрей Волконский верно заметил: «Юрий Николаевич Холопов отнюдь не представляется мне ученым-схоластом… Он создал школу нового типа… приблизил науку о музыке к самой Музыке».
Справедливость этого высказывания материализовалась в необычайно насыщенных фестивальных событиях «вокруг» и «по поводу» дорогого юбиляра.
Вначале было Слово, вернее Слова участников Международной конференции «Ю. Н. Холопов и его научная школа» (Холоповские чтения). Конференцию торжественно открыл ректор Московской консерватории, профессор А. С. Соколов, подчеркнув огромное значение научных достижений юбиляра и созданной им школы.
Далее состоялась презентация книги «Magistro Georgio Septuaginta» [MGS] (редактор-составитель В. Ценова), задуманной как особый дар юбиляру от его учеников. Помимо традиционных приветственных речей, сказанных выдающимися музыкантами ХХ века (К. Штокхаузеном, А. Волконским, С. Слонимским, С. Губайдулиной, Р. Щедриным, А. Любимовым, Ю. Кехелем, Б. Тевлиным), в книгу вошла исчерпывающая информация о научных трудах Ю. Н. Холопова, его работах — опубликованных (свыше 700) и неопубликованных, устных выступлениях (эта часть книги Opera omnia составлена Р. Поспеловой), подробный список учеников, даже с указанием изданных ими книг.
Доклад самого Юрия Николаевича о сущности музыки предварил широкую панораму тем научных выступлений его учеников, простиравшуюся от эпох средневековья, Возрождения и барокко (Т. Кюрегян, Р. Поспелова, Н. Ефимова, С. Лебедев, М. Катунян) до ХХ века (Т. Мдивани, М. Просняков, Н. Петрусёва, А. Маклыгин, В. Ценова, Д. Шульгин, Р. Насонов, М. Насонова, О. Дроздова, Г. Дауноравичене, С. Савенко), через эпохи классицизма (Л. Кириллина) и романтизма (Э. Стручалина, М. Сапонов). Затрагивались проблемы палеографии и фольклористики (Г. Алексеева, Т. Старостина), музыкальной геопоэтики (Т. Чередниченко), методики (А. Алексеева, Е. Двоскина, М. Карасева), новых информационных технологий в музыковедении (А. Власов). Завершил конференцию литературный hommage юбиляру в исполнении В. Барского.
На вечере «Виват, Магистр Музыки!» в Рахманиновском зале консерватории была представлена классика Новой музыки ХХ века, изучению которой посвящены многие научные исследования юбиляра. Камерные произведения Н. Рославца, С. Прокофьева, А. Лурье, а также хоровые сочинения А. Волконского, Э. Денисова и И. Стравинского были, как всегда, исполнены на высоком художественном уровне ансамблем солистов «Студия новой музыки» (дирижер И. Дронов) совместно с Камерным хором Московской консерватории (художественный руководитель и главный дирижер Б. Тевлин).
Одним из главных действующих лиц этого и других концертов фестиваля стал М. Дубов, самый верный Новой музыке пианист, сыгравший весь мыслимый и немыслимый фортепианной репертуар ХХ века, также ученику Ю. Н. Холопова. Помимо всего прочего он также выступил в финале фестиваля в новом амплуа, исполнив органную партию в произведении Ю. Каспарова «Призрак Музыки» для кларнета, фагота и органа на заключительном концерте. Его слова очень точно сформулировали впечатления, к которым хотели бы присоединится все участники этого музыкального праздника. «Юбилей Холопова — событие для нашей музыкальной общественности. Было очень хорошо и для себя значимо наблюдать происходящее и участвовать в праздничном процессе, движущей силой которого была замечательная Валерия Стефановна Ценова.
Удивительно, Юрий Николаевич — человек строжайшей дисциплины, предельно организованный, будучи очень строгим и пунктуальным со студентами, создает вокруг себя такую атмосферу, что с ним легко — общаться, учиться, работать. Какой-то свет исходит от него, как от носителя и проводника традиций нашей великой культуры. Думаю, что сегодня Юрию Николаевичу Холопову обязаны не только теория музыки и поколения учеников-музыковедов, но и музыканты-инструменталисты и, что крайне важно, композиторы, от старших коллег и современников до нынешних студентов. Точно знаю, что многие композиторы считают влияние Холопова на их личность и музыку одним из определяющих. Может быть, стоило бы внести поправку в известную холоповскую статью «Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления», дополнив ее еще одной константой, особым неизменным фактором — фактором Холопова…».
Неизгладимое впечатление произвело на слушателей увлекательное действо — сценическая версия произведения К. Штокхаузена «Inori» (Поклонения) для оркестра и жестов в исполнении Михаила Проснякова, директора института Штокхаузена в Москве, ученика Ю. Н. Холопова. Проникновение в замысел автора позволило М. Проснякову не просто создать заданную «художественную форму», а, скорее пережить мистерию, вовлекая всех присутствующих в некое таинство Поклонения.
Заключительный концерт фестиваля «Юрьев день» (музыкально-юбилейная композиция) состоялся в Малом зале консерватории. Каждый участник в этот день принес в дар Юрию Николаевичу свой музыкальный подарок. В Прологе прозвучали рязанские народные песни (с исторической родины юбиляра) в исполнении фольклорного ансамбля Московской консерватории (художественный руководитель Н. Гилярова) и «Аллилуйя» ко дню Святого Георгия в исполнении Е. Резникова (Париж). В первой части концерта истинным откровением стал фортепианный опус самого юбиляра «Три слова Антону Веберну» (1960), блистательно «прочитанные» М. Дубовым. Возвышенно и празднично «величала» юбиляра органная и клавесинная музыка старых мастеров в исполнении аспиранток Ю. Н. Холопова — О. Филипповой, Е. Поповой, М. Воиновой.
Во вторую часть концерта вошли сочинения, написанные в честь Ю. Н. Холопова. Различные техники композиции реализовались в разнообразных камерных составах и продемонстрировали удивительную композиторскую изобретательность. Парад всевозможных ансамблей открыл «Bone Pastor» В. Тарнопольского, исполненный в технике средневековой пародии. Необычный инструментальный состав остроумно освежил популярный мотет Гильома де Машо. Не менее оригинально продолжила «диалог» с юбиляром пьеса А. Раскатова «Abgesang» для маримбы и пения. В этом теплом медитативном сочинении автор обратился к символике букв имени Ю. Н. Холопова. На какое-то время могло показаться, что звучащая монограмма буквально заворожила зал, магически растворяясь в матовом тембре инструмента, «певшем» вместе со своим исполнителем А. Винницким, талантливым учеником прославленного М. Пекарского.
Апогей ансамблево-символического триумфа пришелся на финал, где прозвучала композиция И. Кефалиди «…so und auch so…» для солирующей фонограммы, флейты, квартета валторн, фортепиано и электронных звуков. Необычное сочетание электроакустики и звучания натуральных тембров гарантировало ажиотаж. Однако главный сюрприз ожидал слушателей, когда из колонок усилителя, установленного на сцене Малого зала, донеслись звуки … голоса Ю. Н. Холопова, находчиво использованного автором в качестве центрального элемента музыкальной ткани. Музыка для фортепиано деликатно оттеняла в программе концерта буйство ансамблевых красок. «Фейерверк» И. Соколова, «Реинкарнация» Ю. Воронцова, «Почтительные вариации на три музыкальные буквы, две околомузыкальные и несколько философских пауз» Р. Леденева, «Без страха и упрека» Д. Смирнова, пьеса для фортепиано Н. Ракова (первое сочинение, посвященное Ю. Н. Холопову в 1988 году) — произведения, тонко и выразительно раскрывающие инструментальную специфику рояля и ту творческую задачу, ради которой они задумывались своими авторами. Музыкальные миры бесконечны, пусть даже кем-то еще установлены их. пределы Но, как показывает история, музыкальная и не только, мы стремительно изменяем представления о возможном, созидая никогда не бывшее прежде и отодвигая рубежи. Хотелось бы только, чтобы люди, научившие нас видеть и понимать эту бесконечность, не переставали испытывать нашу благодарность. Быть может в том и состоит для нас и неотступная обязанность и непреходящая радость, подобно «тайной радости души, которая вычисляет, сама того не сознавая». Не это ли и есть Музыка, которой посвящены многие годы преданного и страстного Служения, пытливого постижения Красоты, тернистого Пути к Истине, которую выбирают раз и навсегда, не преступая.
Без компромиссов, вопреки догмам и научным предрассудкам.
Без страха и упрека.
Марина Воинова,
преподаватель