Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Человек шагает по эпохе

№ 4 (1287), апрель 2011

Это был человек удивительной судьбы. Его биография могла бы стать основой увлекательного романа. Он жил в самых разных уголках России и Украины: в Курске, Москве, Петербурге, Рязани, Ярославле, Краснодаре, Житомире, Львове… Круг его знакомств удивительно широк: от маститых педагогов столичных вузов – консерватории и университета – до представителей «серебряного века» и членов царской семьи. 120-летию со дня рождения композитора и педагога Всеволода Петровича Задерацкого (1891 – 1953) был посвящен концерт, который 26 февраля в Конференц-зале провел Музей им Н. Г. Рубинштейна.

Всеволод Петрович Задерацкий был также блестящим пианистом, дирижером, литератором – автором неоконченного романа «Человек шагает по эпохе». Музыкант широчайшей эрудиции, в разное время обучавшийся в Московской консерватории, Московском университете, ГИТИСе, В. П. Задерацкий прошел через все испытания своего времени: его неоднократно арестовывали, лишали гражданских прав, обвиняли в формализме.

Через все ужасы судьбы Всеволод Петрович пронес свое Искусство, порой создавая произведения в самых сложных условиях. Когда в 1937 году композитор после ареста в Москве получил «6 лет без права переписки» и его выслали в колымские каторжные лагеря, одни из самых ужасных в системе ГУЛАГа, он в этих нечеловеческих условиях написал цикл из 24 прелюдий и фуг для фортепиано. Ему удалось раздобыть бумагу и карандаш, убедив надзирателей, что записаны будут только нотные знаки. И свершилось главное: он смог создавать музыку в лагере, где, казалось бы, все протестует против творчества. Сегодня 24 прелюдии и фуги – сочинение-подвиг – являются одним из самых известных в творчестве В. П. Задерацкого.

Композитор работал в самых разных жанрах: он – автор двух опер, симфоний, романсов и, конечно же, многочисленных фортепианных сочинений. К сожалению, в силу жизненных обстоятельств состоялось всего два концерта с участием самого В. П. Задерацкого. Многие его произведения были уничтожены во время ареста в Рязани в 1926 году. На сегодняшний день издано большинство его фортепианных пьес, которые стали основой состоявшегося концерта.

В программе звучали сочинения разных лет: две фортепианные сонаты, написанные в конце 20-х годов и овеянные мрачными предчувствиями; фортепианные циклы «Тетрадь миниатюр», «Фарфоровые чашки», пьеса «Серебряный ливень». Эти произведения исполняли студенты и аспиранты консерватории – Анастасия Антонова, Ольга Ординарцева, Анна Шатковская, Даниил Екимовский.

Украшением вечера стало выступление сына композитора Всеволода Всеволодовича Задерацкого – профессора, музыковеда, заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата Государственной премии. Он рассказал об истории создания некоторых сочинений отца, а также исполнил фортепианную партию в романсах, которые проникновенно спел солист Большого театра Александр Захаров.

Публика на концерте собралась самая разная – постоянные гости концертов Музея им. Н. Г. Рубинштейна, профессора и студенты Московской консерватории. Слушатели заинтересованно знакомились с музыкой В. П. Задерацкого, открывая новую для себя страницу русского искусства. Сочинения композитора – сложные, напряженные – были приняты очень тепло. А в завершение концерта в зале будто повис немой вопрос: сколько же еще будет открыто и восстановлено имен, стертых безжалостно рукой истории?!..

Алина Булахова,
студентка
III курса ИТФ

Поделиться ссылкой: