Мировая премьера
№ 2 (1209), март 2002
Настоящей сенсацией XVII Международного фестиваля современного искусства в Брянске стала мировая премьера Второй камерной симфонии Николая Рославца, которую блестяще провел ансамбль «Студия новой музыки» Московской консерватории под управлением Игоря Дронова.
С 19 по 23 марта 2002 г. в Брянске прошел XVII Фестиваль имени Николая Рославца и Наума Габо.
Организаторами фестиваля являются композитор Марк Белодубровский и директор фонда культуры РАГД Любовь Пчелкина. Фестиваль, основанный в 1986 г., и названный в честь двух выдающихся уроженцев Брянской области — композитора Н. Рославца и авангардного художника-архитектора Н. Габо — стал одним из главных оплотов возрождения музыкального наследия «забытого поколения» незаслуженно затененных русских авангардистов начала века — Александра Мосолова, Артура Лурье, Ефима Голышева, Сергея Протопопова и других. За эти годы на фестивале было исполнено множество сочинений Рославца, как брянскими музыкантами, так и известными исполнителями из других городов. Среди солистов и ансамблей, принимавших участие в фестивале за эти годы, можно назвать Ансамбль ударных Марка Пекарского, Московский ансамбль современной музыки, московского пианиста и композитора Ивана Соколова, петербургского пианиста и композитора Сергея Осколкова, тенора из Петербурга Андрея Славного, московской певицы Ольги Седельниковой и многих других. Среди гостей из других стран можно назвать немецкого композитора Пауля Хайнца Диттриха и американского композитора Джозефа Персона.
Фестиваль не ограничивается исполнением музыки только этого специфического направления, а представляет широкую палитру музыкальных стилей и направлений, включая музыку современных композиторов, классический репертуар, фольклор, а также театральные представления, художественные выставки, поэтические чтения и демонстрацию фильмов. Фестиваль имени Н. Рославца и Н. Габо придал городу Брянску неповторимый, индивидуальный творческий облик, с которым могут состязаться культурные центры многих стран мира. Действительно, на этом фестивале порой можно услышать музыку, которую не услышишь ни в Москве, ни в Петербурге, ни в Париже, Берлине или Нью-Йорке.
На XVII фестивале, который по своему масштабу и размаху превосходил все предыдущие, выступало большое количество именитых артистов. Фестиваль открылся концертом ансамбля «Opus Posth», руководимым Татьяной Гринденко. Впервые этот коллектив выступил с концертом в 1999 году на фестивале «Московский форум», проводимом Центром современной музыки Московской консерватории. С тех пор ансамбль завоевал определенную популярность, особенно в среде любителей т.н. «альтернативного» направления. В Брянск «Opus Posth» приехал с яркой, запоминающейся программой из сочинений А. Пярта, Я. Ксенакиса, В. Мартынова, П. Карманова, П. Дрешера и Г. Пелециса, а заодно и с самим композитором Мартыновым, выступившим с послесловием.
Преподаватель Московской консерватории, Елена Либерова вместе с пианистом, Сергеем Кондаковым, весьма убедительно исполнили в Художественном музее яркую и разнообразную программу из романсов Мечислава Вайнберга (Первая тетрадь «Еврейских песен»), Сергея Прокофьева (Пять стихотворений Анны Ахматовой), Николая Мясковского («Мадригал») и Михаила Коллонтая («Из поэзии Древнего Египта»). Пианистка Ирина Северина исполнила несколько коротких, но очень значительных сочинений композиторов той эпохи — «Три композиции» Николая Рославца, «Aimons nous les uns les autres» («Полюбим мы друг друга») Николая Обухова, а также Четыре прелюдии Юлиана Скрябина, гениального сына А. Скрябина, написавшего эту сложнейшую музыку в 10 лет, и вскоре трагически утонувшего в Днепре. В дуэте со скрипачом Марком Белодубровским был исполнен «Романс» выдающегося музыкального теоретика Аресения Авраамова, одно из немногих сохранившихся сочинений этого автора. Струнный квартет во главе со скрипачкой Валентиной Фиш исполнил раннее сочинение «Langsamer Satz» («Медленная часть») Антона Веберна, написанное в романтической манере.
В Брянском драматическом театре Константин Райкин из московского театра «Сатирикон» устроил моноспектакль, сыграв роль главного и единственного героя пьесы Патрика Зюскинда «Контрабас». В рамках фестиваля был показан фильм «Точки перелома» о художниках начала века, а в Художественном музее прошла выставка «Внуки авангарда», представляющая выставку картин художников — внуков знаменитых живописцев. Среди них больше всего запомнились картины внучатой племянницы В. Кандинского Елены Прейс.
Теме нынешнего фестиваля — «Современное искусство и современные технологии» была посвящена конференция, проведенная в Брянском музыкальном училище. В ней приняли участие руководитель Термен-центра Московской консерватории Андрей Смирнов, австрийский композитор Элизабет Шимана, стажирующаяся в Москве и читающая лекции по электронной музыке в Московской консерватории, архитектор Вячеслав Колейчук, его дочь театральный художник Анна Колейчук, композиторы Станислав Крейчи и Антон Ровнер. Особенно интересным был доклад Андрея Смирнова «Искусство шума — от итальянских футуристов до цифровых кликов», в котором он представил широкий спектр авангардных течений начала века, так или иначе связанных с новыми технологическими идеями, предвосхитившими электронную музыку. Тема фестиваля определила исполнение двух сочинений использующих электронику или компьютерную технику — «Стремление к точности» Антона Ровнера для скрипки и магнитофонной ленты, а также «Nach dem Klang ist Vor dem Klang» («После звука это перед звуком») Игоря Кефалиди, сочинение для камерного состава и электроники, прозвучавшее в исполнении ансамбля «Студия новой музыки».
Настоящей сенсацией фестиваля стала мировая премьера Второй камерной симфонии Николая Рославца, которую блестяще провел ансамбль «Студия новой музыки» под управлением Игоря Дронова. Центр современной музыки Московской консерватории, возглавляемый Владимиром Тарнопольским, и примыкающий к нему ансамбль «Студия новой музыки» одной из своих важнейших задач считают пропаганду музыки незаслуженно забытых мэтров русского авангарда начала века. На счету ансамбля — множество исполнений, в том числе и премьер, сочинений Рославца, Мосолова, Лурье, Голышева и других композиторов. Поэтому приглашение на фестиваль имени Н. Рославца и Н. Габо именно этого коллектива оказалось весьма плодотворным и для ансамбля, и для фестиваля.
Вторая камерная симфония Рославца была написана автором в 1934 году, и хотя она числилась в списках сочинений автора, долгое время ее считали утерянной. Доступна была только Первая камерная симфония (1926 г.), оставшаяся, к сожалению, неоконченной и известная нам благодаря различным реконструкциям. Вторую камерную симфонию совершенно неожиданным образом обнаружил в архивах Музея музыкальной культуры имени Глинки в Москве устроитель фестиваля Марк Белодубровский. В конце 1980-х годов он скрупулезно и неутомимо изучал сосредоточенное в архивах наследие Рославца, ставя своей задачей сделать его достоянием широкой публики. Вдохновенный пропагандист музыкального наследия Рославца и других авангардистов начала века, Белодубровский вместе со своим струнным квартетом и несколькими другими музыкантами в 1989 г. совершил два десанта в Москву — исполнив музыку Рославца в Доме композиторов и в Музее Глинки на фестивале «Альтернатива». Благодаря его усилиям, исполнения редких сочинений таких авторов как Рославец стало в Брянске ежегодным явлением. Но только в этом году обстоятельства позволили Белодубровскому получить партитуру Второй симфонии для концертного исполнения.
Длящаяся около 50 минут четырехчастная симфония для 18 исполнителей наделена сложной формой и развитой драматургией. Она относится к позднему периоду творчества композитора, когда под нажимом политических обстоятельств композитор фактически отказался от своего радикально-новаторского музыкального стиля и вернулся к более традиционному позднеромантическому языку. Однако и после этого музыка Рославца оставалась фактически вычеркнутой из концертных программ. В отличие от многих других композиторов той эпохи, разделивших его судьбу, Рославец, тем не менее, смог не утратить своего композиторского таланта, о чем свидетельствуют его проникновенные поздние сочинения конца 30-х — начала 40-х годов, такие как 24 прелюдии для скрипки и фортепиано, Пятый струнный квартет, Шестая соната для скрипки и фортепиано и — написанная несколько ранее перечисленных сочинений — Вторая камерная симфония. В ней в меньшей степени присутствуют модернистские черты, в частности, практически не используется знаменитая техника синтетаккордов. Тем не менее, здесь обнаруживается редкое богатство тематизма и способов его развития, яркая и самобытная инструментовка, подчеркнутая экспрессивность и драматургия, органично вливающиеся в сложную, хотя и традиционно-академическую форму.
Изысканная позднеромантическая гармония, напоминает чем-то раннего Шенберга, а также Скрябина среднего периода и даже Мясковского. Сохранились одобрительные слова последнего в адрес этого сочинения. Не случайно сотрудники архива Музея им. Глинки некоторое время даже приписывали авторство Камерной симфонии именно Мясковскому — с его музыкой Симфонию роднят многие стилистические особенности. Очевидна также и некоторая перекличка с Первой камерной симфонией Шенберга (послужившая причиной сомнения В. Тарнопольского в целесообразности исполнения премьеры Рославца в одной программе с Симфонией Шенберга). Яркие трубные призывы, звучащие на протяжении всей симфонии, устанавливают прямые ассоциации со Скрябиным времен «Поэмы экстаза» и «Прометея», а спорадические короткие внедрения сольных фортепианных пассажей в середине сочинения (особенно в его медленной, второй части), придают ей черты концертности.
Насыщенная, многообразная звуковая палитра Камерной симфонии произвела неизгладимое впечатление как на музыкантов-профессионалов так и на рядовых слушателей, пришедших в тот вечер 23 марта на заключительную программу фестиваля в концертный зал «Дружба». Жителям Брянска посчастливилось стать свидетелями замечательного события — премьеры вновь обретенного выдающегося сочинения. Этому могли бы позавидовать жители многих гораздо более крупных городов как в России, так и за рубежом.
Ярким контрастом Камерной симфонии прозвучали в том же концерте два сочинения современников Рославца — виртуозно-театральная «История солдата» И. Стравинского и манифестационно-футуристический «Завод» А. Мосолова (версия для ансамбля Л. Половинкина).
В эффектно исполненной пьесе Мосолова дополнительным театральным штрихом стала необычная концертная форма исполнителей — все девушки вышли на сцену в красных платках на головах, создав визуальный эффект работниц завода. Концерт «Студии» под уверенным управлением И. Дронова вызвал бурную реакцию у публики, долго не желавшей отпускать музыкантов со сцены, и заставившей их исполнить на бис последнюю пьесу.
Прошедший фестиваль стал замечательным праздником искусств. Он сумел собрать и сблизить многих талантливых музыкантов и других деятелей искусств, на нем были представлены редкие, высокохудожественные произведения. И несомненно, главным событием фестиваля, событием, которое наверняка войдет в учебники по истории музыки стала вновь обретенная через 70 лет Вторая симфония классика отечественного авангарда Николая Рославца.
Антон Ровнер