Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Новогодняя карусель

№ 8 (1207), декабрь 2001

Загадки Евгения Ботярова

1. Угадай мелодию!

2. Что? Где? Когда?

Известно, что музыкальные сценические произведения (балеты, оперы) состоят из сцен, картин актов, действий.
Вопрос: Из чего состоит балет Игоря Стравинского «Игра в карты»?

3. Задача-шутка: кролики и удав

Белые начинают и дают мат в 8 ходов

Трио

На концерте

«Юмореска»

Новогодний дуэт


Фольклор
новые исторические песни

В народном творчестве всегда отражались события истории земли Русской, образы выдающихся людей и их деяния. Так,

  • в песне «Жил Святой Святослав 90 лет» излагается родословная великого князя киевского (Х век), сына князя Игоря (см. оперу А. П. Бородина), отца Вольги Святославовича;
  • в песне «У князя, князя Волхонского» рассказывается о житии композитора-мадригалиста А. М. Волконского (род. 1933; ныне живет в Экс-ан-Провансе, Франция);
  • в песне «Шумел, горел пожар Московский» повествуется о недавних взрывах гексахорда в Москве.
  • В 2001 году фольклорная экспедиция Кабинета народной музыки Московской консерватории записала на севере Рязанской области (Насимаковский район) несколько новых исторических песен. Одна из них – детская песня «Неладен бен Ладен» – отражает события 11 сентября:

Неладен бен Ладен (историческая песня)

Сек. сотрудник Ю. В. ПЛОХ

Изощренное спецзадание

Бывший нацистский офицер, ныне проживающий в Аргентине, недавно открыто признал то, чтó некоторые музыковеды подозревали уже давно: знаменитый австрийский композитор XX века Антон Веберн и его коллеги изобрели серийную технику как изощренное средство кодировки секретной информации, которая предназначалась для фашистских шпионов в Соединенных Штатах и Великобритании. «Это откровение ставит под вопрос всю так называемую Нововенскую школу, — заявил известный композитор-минималист Джон Адамс. — С того момента как я впервые столкнулся с сочинениями Арнольда Шенберга, я не переставал удивляться, какого черта люди находят в ней. Теперь мне все стало понятно».

Убийство 62-летнего Веберна американским солдатом до сих пор считалось трагической случайностью. В армейской прессе военного времени это убийство было признано «ошибкой» — Веберн, вышедший на улицу покурить (а композитор был заядлым курильщиком), якобы нарушил строгий указ о комендантском часе. Теперь убийство Веберна предстает в совершенно ином свете.

Веберн, как утверждается,  использовал музыку, чтобы передавать информацию об исследованиях по атомной энергии Вернера Гейзенберга — немецкому шпиону Клаусу Фуксу, работавшему в обстановке абсолютной секретности в штатке Нью-Мехико над знаменитым «манхэттенским» проектом атомной бомбы. В связи с засекреченностью этого проекта американские власти, по понятным причинам, не стали обнародовать истинную причину смерти Веберна.

87-летний Ганс Шербиус, некогда работавший в аппарате Геббельса, поведал, что нацистское министерство пропаганды в тайне следило за развитием двенадцатитоновой техники композитора. Этой технике был официально придан статус «незаконной», для того чтобы предотвратить ее публичное распространение. «Пьесы Веберна были не чем иным как просто шифровкой посланий для наших людей, — признался он в своем интервью из Буэнос Айреса. — Это хорошо, что только элитная аудитория могла воспринимать такую музыку и даже ее отстаивала».

Физик Эдвард Теллер, который держал небольшой «Стейнвей» в своей лаборатории в Лос-Аламосе, стал невольным посредником в передаче секретных данных Гейзенберга, предназначенных для Фукса. Документально подтверждено, что Фукс с энтузиазмом посещал веберновские вечера, которые регулярно устраивал Теллер.

Арнольд Шенберг, музыкант старшего поколения, считающийся первооткрывателем серийной техники, писал по просьбе Веймарского правительства Германии ответные «музыкальные» послания, в которых кодировалась информация об атомной бомбе, добытая Фуксом. Эта информация предназначалась для немцев, которые вслед за американцами лихорадочно разрабатывали собственный атомный проект.

В качестве примера Шербиус предъявил репортерам из Associated Press веберновскую партитуру Вариаций для оркестра, op. 30, наложив на нее особый картонный шаблон. При этом ноты сложились в математическую матрицу, сквозь которую (на немецком языке) отчетливо читаются данные об интенсивности испускания нейтронов природными изотопами урана — U235 и U238.

Шенберг ответил собранием песен для сопрано и деревянных духовых, в которых в закодированном виде он передавал химический состав полониево-бериллиевого детонатора в эпицентре ядерного взрыва в Тринити (Trinity explosion).

«Самое любопытное во всем этом, — по мнению известного американского композитора-минималиста Филипа Гласса, — то, что музыканты всего мира продолжали применять 12-тоновую технику, ничего не подозревая об истинных целях ее использования. Более того, существуют композиторы, которые не расстаются с сериями вплоть до наших дней».

Пьер Булез, который сам не чужд серийной техники, комментирует эти сенсационные новости так: «Даже если все это правда, серийная музыка почти столетним развитием доказала свое право на существование. Не вижу причины, по которой эту форму искусства следовало бы дискредитировать только на том основании, что у истоков она послужила столь сомнительному бизнесу».

Доцент Сергей Лебедев
(по материалам Интернета)

Поделиться ссылкой: