Молодежь музицирует
№ 7 (1290), октябрь 2011
11 сентября 2011 года в рамках музыкального фестиваля «Творческая молодежь Московской консерватории» в Рахманиновском зале состоялся концерт, приуроченный к 145-летию «Alma Mater». В нем приняли участие бывшие выпускники Московской консерватории – контрабасисты Г. Кротенко (ассистент профессора Е. А. Колосова) и Л. Бакулин, а также Ансамбль солистов «The pocket symphony» с его неизменным руководителем Н. Кожухарем. Повышенный интерес со стороны публики был обусловлен обращением музыкантов к аутентичному стилю исполнения.
Программа концерта выглядела необычной и разнообразной. Начавшееся со второй половины XX столетия тщательное и всестороннее изучение истории контрабаса позволило сделать много настоящих открытий, к которым относится и «возрожденное» в современной музыке имя Й. М. Шпергера. В первом отделении слушателям были представлены сочинения Й. Гайдна и Й. М. Шпергера; второе состояло из сольных и ансамблевых произведений Я. Б. Ванхаля и Й. М. Шпергера с участием контрабаса.
Ансамбль «The pocket symphony», уже давно зарекомендовавший себя как превосходный коллектив аутентичной направленности, и в этот раз подтвердил свой высокий профессиональный уровень, прекрасно справившись со сложной задачей художественной интерпретации Симфонии № 45 Й. Гайдна. Особенно трогательно и выразительно прозвучала вторая часть – Adagio, в которой солисты наиболее ярко проявили свои ансамблевые качества. Затем впервые в Москве была исполнена «Приветственная симфония» Й. М. Шпергера. Любопытно, что сочинение имеет оригинальную сценическую концепцию: в начале первой части музыканты поочередно выходят на сцену, тогда как в «Прощальной симфонии» Й. Гайдна, наоборот, покидают ее.
Второе отделение открыл Г. Кротенко, исполнивший Концерт для контрабаса с оркестром D-dur Я. Б. Ванхаля на великолепном инструменте работы мастера Дж. Маджини. Это произведение, как и многие другие сочинения для контрабаса эпохи венского классицизма, было написано для венского пятиструнника – инструмента с настройкой F–A–D–Fis–A, получившего широкое распространение в XVIII веке. Солист исполнил популярный в репертуаре контрабасистов концерт на контрабасе с жильными струнами и в тональности Es-dur, для чего была использована скордатура. Виртуозное произведение прозвучало в быстром темпе под точный и выверенный аккомпанемент «The pocket symphony».
В завершение вечера настоящим подарком для слушателей стало Концертино Й. М. Шпергера для флейты (Г. Матюкова), альта (Н. Кожухарь) и контрабаса (Л. Бакулин) с оркестром. Оригинально и свободно музицируя, исполнители продемонстрировали точное интонирование и отличную ансамблевую сыгранность.
Концерт стал значительной страницей в музыкальном фестивале творческой молодежи. Выступление музыкантов показало новые возможности аутентичного исполнительства на контрабасе и большие перспективы его развития.
Виктор Туганов