Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Вспоминая учителя

№ 7 (1290), октябрь 2011

В последние годы, когда мы встречались – увы, мельком – в консерватории или на улице, он имел обыкновение останавливать кого-то из шедших мимо нас знакомых и говорить, указывая на меня: «А Вы знаете, у нее Орден французский!!!» (Кавалера искусств и литературы). Мне это казалось шуткой, чувствовала себя неловко. Ведь это же сам Важа Чачава! А у него никогда никаких регалий, насколько мне известно, не было. Во всяком случае, он на них никакого внимания не обращал. Только теперь я начала догадываться, что он гордился моим орденом гораздо больше меня.

Впервые я встретилась с Важей Николаевичем в 1990 году, когда поступила в его класс. Я долго готовилась к этой встрече. Ожидала увидеть «высоколобого» интеллектуала, а встретила живого, яркого, ранимого, невероятно артистичного человека. В нем как-то здорово сочеталась индивидуальность очень крупного артиста с непоколебимой профессорской добросовестностью. Он вызывал меня «поработать» (урок начинался обычно с этих слов – «ну, давайте поработаем») два, а то и три раза в неделю, и это при своей огромной занятости, гастролях, записях… Это была колоссальная школа профессионализма.

Он доверял мне самое важное для музыканта – свои ноты со вписанными в них трактовками Шумана, Вагнера, Брамса, Чайковского, Вольфа. Ноты эти выглядели неординарно. В них разными фломастерами была помечена динамика и аппликатура. Для Важи Николаевича каждый палец имел свой «характер» и цвет, соответствующий именно данному, исполняемому в арии или романсе, моменту. Он щедро делился секретами, которыми не делится почти никто и никогда. О, как я жалею, что не переписала эти бесценные трактовки! Легкомысленность юности…

А после удачного сыгранного мною дипломного концерта Важа Николаевич, только что вернувшийся из гастролей в Китай, сделал мне особенный подарок: это был набор для каллиграфического письма и исполненная мной на дипломе программа, невероятно изысканно написанная им самим при его помощи. Он не говорил комплименты, почти не хвалил, и только этот подарок стал выражением его истинного ко мне отношения. Я никогда этого не забуду.

6 октября профессор Важа Николаевич Чачава ушел из жизни…

Н. О. Баркалая,
преподаватель МГК

Поделиться ссылкой: