«Он не искал – минутно позабавить»
№ 6 (1299), сентябрь 2012
Он не искал – минутно позабавить,
Напевами утешить и пленить;
Мечтал о высшем: Божество прославить
И бездны духа в звуках озарить.
Валерий Брюсов
Александр Николаевич Скрябин (1872–1915) – уникальная личность в истории русской культуры. Он был невероятно популярен при жизни, выделяясь среди ярчайших талантов эпохи Серебряного века. Не только новый, самобытный музыкальный язык поражал современников композитора, но и его мировоззрение, его жизнь, изобилующая мистическими совпадениями. Сегодня изумляет его провидческий дар: именно скрябинская идея синтеза искусств стала одним из главенствующих принципов художественного развития нашего времени.
В юбилейный год композитора было чрезвычайно важно представить его уникальную личность не только в русле эпохи Серебряного века, но и в современном контексте. Именно с этой целью Мемориальным музеем А. Н. Скрябина совместно с Всероссийским музейным объединением музыкальной культуры им. М. И. Глинки и Московской консерваторией с 25 по 27 апреля была организована Международная научная конференция «Искусство А. Н. Скрябина в свете истории и художественно-стилистических тенденций XXI века».
В докладах был представлен широчайший диапазон тем: проблемы изучения творчества А. Н. Скрябина, постскрябинисты и последователи композитора, Скрябин и его окружение, художественные параллели в творчестве А. Н. Скрябина и его современников, эстетические, психологические, философские, стилистические, теоретические проблемы, проблемы исполнительства и аудиовизуального синтеза и исполнения симфонической поэмы А. Н. Скрябина «Прометей», неизвестные архивные материалы…
Заседания прошли в Мемориальном музее А. Н. Скрябина, в Музее им. М. И. Глинки, в Музее-квартире А. Б. Гольденвейзера, в Московской консерватории. Участников конференции приветствовали руководители музея Скрябина А. И. Лазарев и В. В. Рубцова. Перед началом заседания в музее Глинки участникам конференции продемонстрировали инструмент М. И. Табакова – первого исполнителя партии трубы в «Поэме экстаза» и «Прометее» А. Н. Скрябина. Также был показан фотоэлектронный синтезатор «АНС» инженера-конструктора Е. А. Мурзина, названного в честь А. Н. Скрябина, работу которого продемонстрировал композитор С. А. Крейчи.
Более 40 исследователей творчества А. Н. Скрябина приняли участие в конференции: собрались ученые из России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Дзержинск, Казань, Электросталь, Петрозаводск, Новосибирск), Беларуси, Эстонии, Болгарии, США, Германии, Франции, Израиля, Испании. Наряду с учеными мировой известности на конференции выступили молодые специалисты, принимающие эстафету в исследовании жизни и творчества А. Н. Скрябина, предлагающие новые пути изучения его искусства и искусства рубежа XIX–XX веков. Иностранные гости – Атанас Куртев (доктор искусствоведения, академик, профессор Болгарской национальной музыкальной академии имени Панчо Владигерова), Вардо Румессен (почетный член Эстонской академии музыки) и Юрий Блинов (преподаватель Белорусской государственной академии музыки) – дали сольные концерты, в которых звучала фортепианная музыка А. Н. Скрябина.
В день памяти Александра Николаевича, 27 апреля, состоялось возложение цветов на могиле композитора. По традиции в церемонии приняли участие воспитанники второго кадетского корпуса, где учился композитор. В этот день в скрябинском музее играли лауреаты стипендии его имени: Марк Ваза, Лиза Яковян, Канон Мацуда, Тихон Шевков, Арсений Тарасевич-Николаев, Мария Чернова, Роман Мартынов, Сергей Митин, Алексей Кудряшов, Павел Домбровский, Павел Шатский.
В рамках конференции прошла презентация издания компакт-дисков музыки Скрябина в исполнении В. Румессена. Профессор Казанского университета И. Л. Ванечкина передала в дар музею книги, изданные в НИИ «Прометей» (г. Казань). В фойе Большого зала Московской консерватории, в Музее им. М. И. Глинки, Музее-квартире А. Б. Гольденвейзера, Мемориальном музее А. Н. Скрябина были развернуты выставки, посвященные композитору.
Состоялась презентация 7-го тома (пьесы) Полного собрания сочинений Скрябина – совместного выпуска издательства «Музыка», ВМОМК имени М. И. Глинки и Мемориального музея А. Н. Скрябина. Это второй из вышедших в свет томов 12-томного собрания (в первом томе опубликована Первая симфония). Главный редактор издательства «Музыка» В. В. Рубцова провела скрупулезную работу по изучению архива Александра Николаевича, его рукописей, хранящихся в фондах музеев Глинки и Скрябина, ей принадлежит вступительная статья и подробные комментарии, сопровождающие издание.
На конференции И. А. Медведева, советник по научной работе гендиректора ВМОМК, предложила создать Генеральный свод информации о жизни и творчестве А. Н. Скрябина – своего рода «скрябиниану», в которую войдут музыкальное, литературно-философское, эпистолярное и музейное наследие, документы, материалы научных конференций, нотография, библиография, дискография и т. п. Подобная работа, несомненно, потребует объединения усилий многих организаций и исследователей, однако ее результаты стали бы бесценным даром для всех профессиональных музыкантов и любителей музыки, интересующихся творчеством А. Н. Скрябина.
Музыка этого гениального представителя русской культуры по-прежнему звучит современно спустя почти столетие со дня его кончины. Но только сейчас развитие техники позволяет начать приближаться к грандиозным замыслам композитора. И лишь в далеком будущем, хочется верить, смогут реализоваться известные нам тонкости интерпретации его светомузыки. При условии бережного сохранения и изучения его наследия.
Анастасия Меерзон,
зав. Отделом науки Мемориального музея А. Н. Скрябина