Вышла книга
№ 6 (1299), сентябрь 2012
Нам повезло! Электронная почта получила широкое распространение только в XXI столетии. Иначе В. И. Сафонов, призывавший: «Давайте переписываться с американскою быстротою…», наверняка моментально освоил бы e-mail и все его эпистолярное наследие кануло бы в Лету. А вместо этого он увлекся техническим новшеством своего времени – портативным копировальным прессом, благодаря чему мы можем читать письма, не только адресованные ему многочисленными корреспондентами, но и его собственные. В объемный том вошли 855 писем, из которых 680 отправлены Сафоновым и 175 адресованы ему, причем подавляющее большинство документов публикуется впервые.
Наверное, мы и впрямь «ленивы и нелюбопытны». Чем еще можно объяснить тот факт, что столько десятилетий эти сокровища хранились у нас «под боком», но были по большей части никому не известны – рецензируемое издание является первой в России публикацией избранной переписки выдающегося музыканта! Он оставил обширное эпистолярное наследие, насчитывающее более двух тысяч писем, разбросанных по архивам всего мира – Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Кисловодска, Одессы, Рима, Хельсинки, Берлина, Нью-Йорка… Со многими людьми «герой» рецензируемого издания поддерживал отношения годами и даже десятилетиями. Собранные вместе, они представляют хронику жизни не только самого Сафонова, но и целого слоя российской интеллигенции.
В ту эпоху преобладала эпистолярная форма общения. Ежедневная переписка позволяла обсудить репертуар, согласовать даты выступлений, количество и продолжительность репетиций, размеры гонораров, местоположение гостиниц etc. Для Сафонова не существовало мелочей, он внимательнейшим образом заботился решительно обо всем. Составляя программы, Сафонов преследовал прежде всего просветительские задачи, стремился формировать вкусы слушателей, расширять их кругозор. Он старался привлекать в Россию одаренных иностранных артистов и, вместе с тем, всемерно способствовал продвижению талантливых русских музыкантов. Любовь к классическому наследию не затмевала у него интереса к современному искусству. Как полезно было бы руководителям филармоний и иных концертных организаций, театров ознакомиться с рецензируемым изданием!
Красной нитью через эпистолярное наследие Сафонова проходит тема сооружения великолепного архитектурного ансамбля Московской консерватории с двумя концертными залами. Письма 1893–1901 годов повествуют о многих перипетиях, связанных с решением этой сложнейшей задачи, о тяготах, которые ему пришлось испытать. Речь идет о финансировании проекта на всех этапах его воплощения в жизнь, об аренде особняка князя С. М. Голицына – временного пристанища для учебного заведения, о приглашении архитекторов и разнообразных проблемах оборудования всех корпусов, о постоянной заботе об акустике, особенно с учетом неудачного опыта Петербургской консерватории, о пожарах, которые случались во время проведения строительных работ, о заказе органа для БЗК и приспособлении к нему помещения в связи с пожеланиями фирмы «Кавайе-Коль», об убранстве Большого и Малого залов – лепном декоре, зеркальных стеклах, портретах.
Наконец-то подтвердилось предположение, что для Малого зала, как и для Большого, тоже были созданы живописные произведения. Наряду с барельфным изображением Н. Г. Рубинштейна над эстрадой, сохранившимся по сей день, на стенах зала в прямоугольных панно размещались давно исчезнувшие портреты императоров Александра II, Александра III, Николая II и великого князя К. Н. Романова. Плафон же украшали фигуры Глинки, Бетховена, Баха и других композиторов. Эти необычайно интересные сведения содержатся в письме В. И. Сафонова П. Е. Кеппену от 26 июня 1898 года и дополняющей его рецензии, напечатанной в «Русской музыкальной газете».
Авторы писем – образованные люди, владеющие иностранными языками, хорошо знающие Священное Писание, отечественную и зарубежную музыку, изобразительное искусство, литературу, периодику, публикации в прессе на рубеже позапрошлого и прошлого столетий. Составители должны были быть «на их уровне». Огромную ценность представляют детальные комментарии, подготовленные Е. Д. Кривицкой (она же переводчик многих корреспонденций с французского и нескольких с немецкого и английского языков) и Л. Л. Тумаринсоном. Они проделали скрупулезную работу, дабы создать этот второй – равноценный – пласт издания, содержащий обширнейшую информацию о людях, разнообразных учреждениях, обществах, товариществах, объединениях, землячествах, с которыми был связан Сафонов, – либо входил в их состав, причем нередко являлся одним из руководителей, либо поддерживал деловые отношения. Комментарии помогают понять смысл опубликованных документов во всей полноте – не только текст, но также подтекст, контекст и «надтекст». От внимательного читателя не ускользнет ни одна деталь, ни одна метафора, аллюзия или контаминация.
Рецензируемое издание, хорошо, со вкусом оформленное, достойно той солидной, завоевавшей авторитет серии – «Российские Пропилеи», в рамках которой оно увидело свет. А главное, оно достойно светлой памяти выдающегося музыканта и деятеля отечественной и зарубежной культуры – Василия Ильича Сафонова, наследие которого продолжает жить в XXI столетии и останется в веках.
Е. Л. Гуревич,
директор Музея им. Н. Г. Рубинштейна