Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Человек эпохи Возрождения

№ 6 (1299), сентябрь 2012

В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения великого музыканта, народного артиста, заслуженного деятеля искусств профессора Виссариона Яковлевича Шебалина. Этот юбилей особенно важен для Московской консерватории, история которой неразрывно связана с именем Шебалина, прошедшего путь от студента-композитора до ректора, причем в один из самых сложных и страшных периодов ее жизни.

Юбилейной дате был посвящен фестиваль из трех концертов, прошедший в Alma Mater. 4 июня на сцене Большого зала выступили Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова п/у Бориса Тевлина, Симфонический оркестр Министерства обороны РФ п/у Романа Белышева и солисты, лауреаты международных конкурсов – тенор Александр Николаев и скрипачка Анна Кандинская. Свой вклад внесли и «музыкальные внуки и правнуки» – Тихон Хренников младший, Андрей Комиссаров, Анжелика Комиссаренко, Дмитрий Коростелев. Воспитанники Т. Н. Хренникова,  А. А Николаева и другие молодые музыканты вместе с ансамблем «Rusquartet» исполнили на сценах Рахманиновского и Малого залов (7 и 13 июня) сочинения Учителя и его выдающихся учеников – камерно-инструментальные опусы Бориса Чайковского, Романа Леденева, Сергея Слонимского, Алексея Николаева, Владислава Агафонникова, Тихона Хренникова и Эдисона Денисова.

Личность В. Я. Шебалина – одна из самых интересных и многогранных в отечественной культуре XX века. Изучая письма и воспоминания, удивляешься, сколько всего сделал этот человек, поражаешься его знаниям, остроумию, ответственности, строгости по отношению к другим и к себе, удивительной человеческой доброте. Масштаб его деятельности поистине грандиозный. Композитор, редактор, педагог, ректор – все это грани творческой и профессиональной деятельности Шебалина, широта интересов которого выдает в нем универсального человека.

Музыка Шебалина (к большому сожалению!) звучит нечасто, а между тем список сочинений композитора очень внушителен, ведь его творчество – это весь спектр жанров от сольных пьес до опер, кантат, концертов и симфоний. При этом Шебалин никогда не впадал в крайности, не заигрывал с публикой в простоте и доступности, не предавался пустой игре в звуки, «умничанию». Наверное поэтому его творческое наследие по-настоящему разнообразно и удивительно органично – ведь он умел даже самые простые вещи увидеть в неожиданном свете, найти небанальное решение, заставить элементарный оборот звучать свежо и интересно.

Может показаться, что имя Шебалина будто бы сокрыто в тени более ярких современников – старшего Прокофьева и ровесника Шостаковича, с которым Шебалин был особенно дружен. Но даже самые маститые авторы не стеснялись приходить к Виссариону Яковлевичу за советом, ценя при этом не только его тонкое эстетическое чутье, но и самобытное композиторское дарование. Не случайно Шебалин – один из самых чутких редакторов чужих сочинений. Именно его перу принадлежат «завершения» и оркестровка произведений Глинки, Мусоргского, Чайковского, Гулак-Артемовского и Прокофьева. Каждая такая работа – это мастерское попадание в стиль автора, эпохи и конкретного сочинения.

Творческий путь Шебалина-композитора, начавшийся еще в Омске в классе М. И. Невитова, познакомившего юного питомца с сочинениями Вагнера, Скрябина, Шенберга, продолжился затем в Москве в классе Н. Я. Мясковского, прочувствовавшего не только незаурядные композиторские способности юноши, но и его педагогическое дарование. Через класс Шебалина прошли более 80 композиторов самых разных дарований. Список его учеников внушителен не только своим числом, но и составом: Т. Хренников. А. Спадавеккиа, Т. Николаева, К. Хачатурян, А. Пахмутова, С. Слонимский, Б. Чайковский, Р. Бунин, С. Губайдулина, Э. Денисов, А. Николаев, Р. Леденев, Н. Каретников, В. Агафонников, В. Кучера (ЧССР), Л. Аустер, В. Тормис (Эстония) и др. И в каждом из них Шебалин старался раскрыть индивидуальные качества, не забывая, что любой художник должен при этом владеть полным арсеналом технических средств.

Осенью 1942 года, в разгар войны, Виссарион Яковлевич, несмотря на все попытки отказаться, был назначен ректором Московской консерватории, которая находилась тогда в катастрофическом состоянии. Консерваторию пришлось буквально возрождать, решая при этом массу проблем от организационно-административных до морально-психологических, которые неизменно возникали в процессе общения с людьми. И Шебалин блестяще справился с поставленной задачей, собрав педагогический коллектив, привлекая к работе ведущих музыкантов своего времени. Особую роль Виссарион Яковлевич отводил ЦМШ, которую мыслил как младшее отделение консерватории и делал все, чтобы там воспитывали «по-настоящему образованных музыкантов, образованных в широко гуманитарном смысле».

Шебалин любил говорить, что «где нет трудностей, там нет настоящего искусства». В его жизни хватало и того и другого. Она была наполнена творчеством, встречами, дружбой с замечательными музыкантами – Мясковским, Прокофьевым, Шостаковичем, Обориным, творческим общением со многими людьми искусства – Вс. Мейерхольдом, В. Маяковским, М. Булгаковым, С. Эйзенштейном, А. Фадеевым, О. Книппер-Чеховой, П. Ягужинским и др. Были и трудности: тяжелая болезнь перед поступлением в консерваторию, путь пешком из Минска, где его застала война, страшный 1948 год…

Но, несмотря ни на что, главным в жизни всегда оставалось служение Музыке. И хочется верить, что личность этого художника еще не раз станет примером для всех нас, а к творчеству В. Я. Шебалина музыканты будут обращаться не только в юбилейные даты, вспоминая человека, не уступающего талантом титанам эпохи Возрождения.

Павел Алексеев,
студент КФ

Поделиться ссылкой: