Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Легенда

№ 3 (1259), март 2008

shtok«Моя жизнь является в высшей степени односторонней: то, что учитывается, – это произведения в качестве партитур, записей, фильмов и книг. Это мой дух, оформленный в музыку и звуковая Вселенная моментов моей души», — сказал Карлхайнц Штокхаузен 25 сентября ушедшего года. А 5 декабря его не стало.

Из этой жизни ушел крупнейший композитор современности, легенда и миф новейшей музыки, ее бесспорный лидер, источник и средоточие наиболее ценных тенденций в современной музыке – ее сердце и душа. На протяжении вот уже более полувека (с самого начала второй половины ХХ столетия) своей крайне напряженной, в буквальном смысле сверхчеловеческой, запредельно интенсивной и музыкально-всеохватной творческой деятельностью К. Штокхаузен прямо либо косвенно оказывал значительное, во многом решающее влияние на развитие европейского музыкального искусства, а шире – музыкальной культуры послевоенного времени. Многие его открытия оказывались стержневыми, определяющими ее дальнейшее развитие, само ее существование на десятилетия вперед. И в этом смысле можно со всей определенностью утверждать, что появление этого композитора на музыкальной сцене обозначило новую эру в музыке – эру К. Штокхаузена.

В современную эпоху всеобщей десакрализации, катастрофического падения духовности, фактического отрицания интеллектуально-интуитивных импульсов и повального распространения индивидуализма и рассудочности, в эпоху повсеместного господства количества над качеством, коммерциализации, потребительства и торжества банальности появление такой фигуры как К. Штокхаузен — настоящее музыкальное чудо нашего времени. Он интегрировал в музыкальное искусство едва ли не все, что имеет отношение к звуку, обладая органической цельностью и всеохватностью, уникальной способностью интеграции древнейшего, глубоко традиционного, архаического и новейшего, ультрасовременного. Подобно посланнику богов, пришедшему к нам с иных, неизвестных миров, свою основную миссию он видел в том, чтобы, как он сам говорил, «донести небесную музыку людям, а человеческую музыку вознести к небожителям, – с тем, чтобы человек мог слушать БОГА, а БОГ мог слышать Его детей»…

Михаил Просняков

P. S. 4 Марта в Московской консерватории в переполненном зале имени Н. Я. Мясковского состоялся концерт памяти ушедшего композитора под названием «Музыкальная Вселенная К. Штокхаузена» (организатор — М. Просняков). Была подобрана очень интересная программа. Звучали в записи и в живом исполнении (участвовали Т. Алиханов, И. Соколов, М. Просняков) произведения разных творческих периодов композитора: Weltraum (Вселенная); 24 Turin; Tierkreis (Знаки зодиака); Unsichtbare chore (Невидимые хоры); Klavierstück IX; Klavierstück XIV; Examen (Экзамен); Inori (Молитва); Поклонения для солистов-мимов с оркестром. Концерт состоял из трех отделений и продолжался более пяти часов — с 16.00 до 21.30!

Поделиться ссылкой: