Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Магия звука и пространства

№ 3 (1259), март 2008

gaussin_web«Уже не существует тональности и это наш шанс! Потому что настало время, когда вы можете найти свой стиль, свое выражение…». Эти слова прозвучали на мастер-классе Алена Госсена (Allen Gaussin). Попытка заострить вопросы современного музыкального мышления — это попытка привлечь внимание к музыкальной ситуации сегодняшнего дня.

Имя французского композитора, ученика О. Мессиана — А. Госсена для российского слушателя не на слуху. Его приезд в Москву состоялся благодаря стараниям Центра современной музыки при поддержке Французского культурного центра. Программа была задумана как цикл встреч: лекция с показом своих сочинений, мастер-класс для молодых композиторов и концерт-портрет силами ансамбля «Студия новой музыки». Три дня непрерывного общения, разговора, взаимодействия культур.

Будучи близок спектральному направлению, А. Госсен в своей музыке в центр внимания ставит энергию звука, равно как и энергию материи, способных преображаться, постепенно исчерпывая свои ресурсы. Звук может становиться объемным («Гармония сфер»), а может конструироваться ансамблевым слиянием, буквально моделируя резонансные свойства («Небесная мозаика»).

Интерес композитора направлен на внутреннее упорядочивание, на соответствие линий и пропорций, которые есть постижение внутреннего движения Вселенной. «Я по сей день остаюсь очарован геометрическими линиями, симметриями, мандалами, причудливыми арабесками исламского искусства» (из программки к авторскому концерту). Он устанавливает общение с Вселенной через музыкальный ритуал, через претворение метафизических явлений в композиционный принцип. Аналогии с цветовыми вариациями помогают «увидеть» звук в новом трехмерном пространстве.

Этим и другим проблемам была посвящена вторая встреча А. Госсена — разговор с молодым поколением российских композиторов. Мастер-класс состоялся на примере сочинений: Соната для баяна соло Н. Попова, Lacrimosa для фортепиано, четырех флейт и ударных В. Затулы, Adagio molto Г. Дорохова, Концерт для струнных Д. Власова и Fluttuazioni (Эквилибр) для струнного квартета автора этих строк. Целью этого знакомства было не столько объяснить, как сделать лучше, сколько искать ответ на поставленные вопросы: Как, не отрицая опыт заимствования идей других композиторов перевести эти идеи на свой язык?.. Где установить грань между декоративностью и аскетичностью?.. Как сохранить чуткость в восприятии нового?.. Как найти механизм причины и следствия, побуждающий к переходу от одного элемента к другому?..

Чтобы ответить на эти вопросы, Госсен предлагает для начала спросить у себя: а что могу привнести в искусство я…

Ольга Бочихина,
аспирантка КФ

Поделиться ссылкой: