Великий созидатель
№ 6 (1299), сентябрь 2012
Начало нового учебного года ознаменовалось концертами памяти дорогого профессора, народного артиста России Бориса Григорьевича Тевлина. Он ушел из жизни 2 июля, за десять дней до своего 81-летия, и прощалась с ним буквально вся Россия. О горестном событии сообщили центральные газеты, телеканалы, новостные ленты в интернете: ведь деятельность Бориса Григорьевича в последние годы обрела действительно всероссийский масштаб.
Основав в 1994 году Камерный хор Московской консерватории, он вывел его на ведущие позиции: коллектив задорных консерваторцев гастролировал по всему миру, пользовался благосклонностью крупнейших дирижеров наших дней. А в 2008 году Тевлин параллельно возглавил Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова, по статусу – первый хоровой коллектив страны. Работал деятельно, плодотворно, буквально вдохнув в Госхор новые силы. Много гастролировал с певцами по России, причем в программы включал самые сложные партитуры современных композиторов. Надо было видеть, с каким вниманием люди слушали и «Боярыню Морозову» Р. Щедрина, и хоры Р. Леденева, Ю. Фалика, А. Чайковского… Концерты заканчивались неизменными стоячими овациями, за которыми обязательно следовало «третье отделение» – «бисы».
В Московской консерватории Б. Г. Тевлин также был всегда в эпицентре событий. Будучи по натуре великим созидателем, в 2011 году он стал инициатором создания новой кафедры – «современного хорового исполнительского искусства». Борис Григорьевич позаботился о том, чтобы сплотить вокруг себя профессионалов-единомышленников. И теперь традиции и заветы Учителя продолжают его ученики. Они и воплотили в жизнь последние задумки Б. Г. Тевлина – концертные программы, запланированные на нынешний год.
29 августа, еще до официального открытия сезона, Большой зал консерватории распахнул двери для мемориального вечера памяти известного хорового дирижера И. Г. Агафонникова: ему в эти дни исполнилось бы 80 лет. С Камерным хором выступил Александр Соловьев, а с Госхором – Евгений Волков: оба музыканта все последние годы были ближайшими соратниками Маэстро, они же и возглавили теперь тевлинские коллективы.
Каждый из дирижеров – самодостаточная артистическая индивидуальность. Их профессионализм и владение хоровым ремеслом подкреплены содержательно: им есть, что сказать людям, они могут зажечь зал своими музыкальными идеями. Е. Волков обнаружил несомненную склонность к театрализации: многие сочинения трактовались им как драматические сцены, например, эффектный хор Архангельского «Блажен разумевайя» (солист А. Николаев). А. Соловьев более лиричен в своих интерпретациях. С замечательной теплотой прозвучал у него хор П. Чеснокова «Блажен муж» (солист М. Давыдов), трепетно и проникновенно – знаменитое рахманиновское «Тебе поем» (солистка – М. Челмакина). А хор В. Кикты «Как за церковью, за немецкою» стал настоящим реквиемом и запомнился точно рассчитанными кульминациями и динамическими контрастами.
Символичным было совместное исполнение Госхором и Камерным хором сочинений Р. Щедрина («Тиха украинская ночь») и В. Агафонникова («Вокализ»): хоровое братство не должно распадаться, оно приносит зрелые творческие плоды. Было заметно великолепное звучание обоих коллективов. Требующая глубины духовная музыка и сложнейшие современные произведения были выучены досконально, с той дотошностью и основательностью, которые были «фирменным» стилем Б. Г. Тевлина, а теперь и его преемников.
6 сентября, спустя неделю, в Большом зале состоялся большой мемориальный концерт, посвященный Б. Г. Тевлину. Его открыл ректор Московской консерватории профессор А. С. Соколов теплым приветственным словом об ушедшем Художнике. Дань памяти выдающемуся музыканту в этот вечер отдавал художественный руководитель Госоркестра имени Е. Ф. Светланова и Лондонского филармонического оркестра Владимир Юровский, один из ярких дирижеров современности. Блестящие страницы их музыкальной дружбы – это участие Камерного хора в фестивалях В. Юровского в Лондоне, в программах Российского национального оркестра в Москве… После исполнения «Истории доктора Иоганна Фаустуса» А. Шнитке Юровский написал маэстро: «Огромное спасибо замечательному Камерному хору Московской консерватории за чудо, произошедшее сегодня в Лондоне, – чудо по имени Фауст! Без вас все это не было бы возможным! Спасибо! С нетерпением жду новых встреч, с любовью, Владимир Юровский».
В первом отделении чередовались симфонические и хоровые номера, объединенные траурной тематикой. Перед началом В. Юровский предложил публике не аплодировать после первых двух пьес Моцарта: «Я верю, что дух Бориса Григорьевича сегодня с нами. Послушаем тишину!»… Проникновенную молитву в память о Б. Г. Тевлине вознес Камерный хор под управлением А. Соловьева, исполнив вторую часть кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеева и Концерт для хора Вик. Калинникова. А «Мастера хорового пения» под управлением Л. Конторовича почтили память Артиста духовными сочинениями Архангельского и Голованова.
«Реквием» Моцарта во втором отделении был символичным: Б. Г. Тевлин сам продирижировал этой великой партитурой в прошедшем сезоне, и его интерпретация поразила величественным трагизмом, словно музыкант незримо для нас заглядывал в Вечность. Трактовка В. Юровского, разумеется, была иной: по-европейски выточенной, стремительно-витальной, лишенной всякой слезливости. Объединившись вместе, Камерный хор и «Мастера хорового пения» точно и четко следовали руке дирижера, ни на миг не теряясь в лабиринтах моцартовской полифонии…
Открывая вечер, А. С. Соколов зачитал строки из письма Родиона Щедрина, большого друга ушедшего Музыканта: «Борис Тевлин был выдающимся и пытливым музыкантом. Великим тружеником, педагогом и Учителем с большой буквы, блестящим организатором, верным, надежным другом. Моя память до конца моих дней будет хранить о нем самые светлые и добрые чувства…»
Профессор Е. Д. Кривицкая