«Андалузские ветры»
№ 4 (1260), апрель 2008
Такое название получил необыкновенный концерт, состоявшийся в этом сезоне в БЗК. Он подвел итоги российско-испанскому конкурсу на лучшее сочинение для гитары с оркестром. Идея подобного проекта зародилась почти 4 года назад во время мастер-класса проф. Т. А. Чудовой в Гранадской консерватории имени М. де Фальи. На заключительном концерте в Испании присутствовали местные дирижеры, профессора, гитаристы, выразившие горячее желание обогатить музыкальную культуру страны созданием новых сочинений для гитары с оркестром.
В Испании фестиваль-конкурс возглавил пианист и музыкальный деятель А. Резник. В Москве в жюри вошли профессор В. Г. Агафонников (председатель), проф. Т. А. Чудова, проф. А. А. Кобляков, проф. В. В. Суханов, доц. М. И. Каратыгина, доц. А. А. Левин.
После длительной подготовительной работы за период с 26 марта по 20 сентября прошлого года сочинения были прослушаны конкурсной комиссией на заседании жюри. В состязании приняли участие 8 человек, 6 из них были удостоены наград. I премия за концерт для гитары с оркестром в 3 частях «Андалузская рапсодия» была присуждена А. Музыченко (класс проф. В. Г. Агафонникова). Концерт для гитары с оркестром Д. Бородаева, обучающегося в Мерзляковском училище по классу гитары, получил II премию. В качестве дипломантов (III премия не присуждалась) были награждены ученики проф. Т. А. Чудовой: диплома I степени и приза «Надежда» за Рапсодию «Al borge del dia y la Noche» («На краю дня и ночи») удостоилась учащаяся IV курса Мерзляковского училища М. Мурадова, диплома II степени – студентка МГК А. Стрельникова («От света к мраку»); дипломы III и IV степени получили соответственно 12-летняя С. Грачева (пьеса для гитары и симфонического оркестра «Венок испанских народных песен») и аспирантка МГК А. Михайлова («Metamorphoses di Flamenco»).
«Проделанная работа оказалась очень полезной и плодотворной, – поделилась своим мнением главный вдохновитель и организатор мероприятия проф. Т. А. Чудова. – Участникам конкурса было очень интересным освоить другой пласт культуры – новый инструментарий, разновидности жанров и форм. Молодые композиторы получили возможность окунуться в иной фольклорный материал, ведь в андалузских песнях такая смесь разных национальных культур! Испанские мелодии насыщены восточными интонациями, ритмическими синкопами и полиритмией, а гармонии построены на народных ладах. В целом это очень добрый, жизнерадостный фольклор, который отражает позитивное мировосприятие южного народа, его жгучий темперамент».
Завершающим этапом конкурса стал концерт из сочинений лауреатов, в котором принял участие симфонический оркестр кафедры оперно-симфонического дирижирования (руководитель доц. А. Левин, дирижер А.Рейн). Сроки для подготовки как всегда были сжатыми. В декабре оркестранты получили ноты, 20 января состоялась первая репетиция, 22 февраля – премьера.
Концерт был весьма удачным, он показал высокий уровень московской композиторской школы (кстати, попытки наших испанских партнеров не увенчались успехом). В первом отделении прозвучали классические сочинения – «Ночь в Мадриде» (Испанская увертюра №2) М. Глинки и Концерт «Аранхуэс» для гитары с оркестром Х. Родриго (солист Д. Татаркин). Во втором – Рапсодия для гитары с оркестром М. Мурадовой (солист В. Домогацкий, партия фортепиано З. Вязовская), Концерт для гитары с оркестром Д. Бородаева (партию гитары исполнил сам автор) и «Андалузская рапсодия» А. Музыченко (солист В. Ковес, Испания).
Хочется надеяться, что подобное начинание найдет свое продолжение в недалеком будущем и юные композиторы пополнят сокровищницу испанской музыки яркими и свежими сочинениями.
Материал предоставила проф. Т. А. Чудова