Орган в России
№ 4 (1260), апрель 2008
Московский международный органный фестиваль, состоявшийся в марте в Московской консерватории, стал уже восьмым по счету.
В этом году его открыл французский органист Эрве Дезарбр, выступивший с уникальной программой «Вокруг света через Париж и Москву». Слушатели познакомились с редкими сочинениями Ж. Ф. Куперена, А. Флёри (Франция), А. Диана (Италия), К. Болта (Нидерланды), произведениями африканца Ф. Сованде, сочинением финского автора Й. Кокконена, аргентинца А. Лаприда и американца Р. Хеббла; ярко и темпераментно прозвучал «Танец с саблями» А.Хачатуряна в переложении самого исполнителя. Органист продемонстрировал прекрасную техническую оснащенность и чувство вкуса, проявившиеся в блестящей интерпретации музыки разных стилей и изысканной регистровке.
Большое резонанс вызвал концерт «Учитель и ученики: от истоков к современности», в котором выступили лауреат международных конкурсов Сергей Черепанов и студенты Высшей школы музыки г. Любека (Германия): А. Паэгле, М. Стасиукенайте, С. Бетге. Музыканты представили вниманию публики целую панораму органных стилей и школ – от средних веков до нашего времени, от Анонима XIV столетия, Пассакалии Д. Букстехуде и Концертной симфонии И. К. Баха до сочинений Х. Дистлера, О. Мессиана и молодых современных композиторов. В концерте прозвучали и малоизвестные российскому слушателю произведения Б. Стораче, М. Радулеску, А. Степиньша, Г. Бове, Т. Эскеша, С. Редди и др. Порадовал и исполнительский уровень юных органистов – в их игре чувствовались свободное владение инструментом и глубокое проникновение в замысел исполняемых сочинений, особенно современных авторов. Как всегда сильное впечатление осталось от игры С. Черепанова, который выступил на этот раз не только в качестве создателя подобного проекта, но также в роли педагога, лектора и великолепного органиста.
В рамках фестиваля в Малом зале выступили юные органисты – учащиеся ДМШ и Московского академического музыкального колледжа при МГК. На вечере в Большом зале, состоявшемся 17 марта, играли студенты и аспиранты кафедры органа, были задействованы также ведущие солисты МГАФ и оперных театров Москвы. С энтузиазмом восприняли слушатели концерт органно-хоровых премьер, в котором принял участие хор «Духовное возрождение» МГИ имени А. Г. Шнитке п/у заслуженного деятеля искусств проф. Льва Конторовича. Необычен был и заключительный концерт фестиваля: молодые итальянские музыканты вынесли на суд публики Реквием Дж. Верди для органа и фортепиано.
Слово художественному руководителю фестиваля, заслуженному деятелю искусств России профессору Н. Н. Гуреевой.
– Наталия Николаевна, каждый фестиваль удивляет нас новыми именами – как маститых органистов, так и юных звездочек, взошедших на небосклоне органного искусства. И в то же время неизменной остается внутренняя драматургия этого мероприятия. Каким образом она построена?
– На фестивале обязательно выступают два признанных в мире органиста из разных стран, с тем чтобы познакомить нашу публику с новыми, незнакомыми российскому слушателю сочинениями для органа. Как правило они дают мастер-класс. В прошедших фестивалях принимали участие крупные европейские мастера органного искусства, такие как проф. Йохан Труммер, проф. Гюнтер Рост (Австрия), проф. Хуберт Майстер, Йорг-Ханнес Хан (Германия), проф. Лео ван Дуселар (Нидерланды), Дуглас Кливленд (США), лауреаты международных конкурсов Ласло Фашанг (Венгрия), Андреа Бонифорти (Италия), народная артистка Грузии проф. Этери Мгалоблишвили (Грузия).
Обычно в концертах выступает кто-то из бывших выпускников МГК: в разные годы свое мастерство показали российские органисты – Алексей Семенов, Любовь Шишханова, Алексей Шмитов, Татьяна Зенаишвили, а также живущие за рубежом Марина Чебуркина (Франция), Сергей Черепанов (Германия) и др. Традиционными являются также кафедральные концерты памяти А. Ф. Гедике и Л. И. Ройзмана в БЗК, на которых исполняются не только органные сочинения, но и вокальные, инструментальные ансамбли. Один из концертов посвящен премьерам лауреатов конкурса молодых композиторов на лучшее сочинение для органа, а также музыке для хора и органа (А. Шмитова, И. Дубковой, Д. Дианова, Г. Шайдуловой). В этом году прошел уже третий конкурс, и на концерте помимо чисто органной музыки (В. Затулы, В. Маслова, Р. Меденци, Э. Низамова, Н. Попова, А. Сеиловой) прозвучали три хоровые премьеры – Д. Дианова («Ave Maria»), Г. Шайдуловой (Инвенция и Жига) и Е. Седелевой («Miserere»). В этом вечере приняли участие такие органисты, как О. Бижако, Г. Еприкян, О. Кравченко, А. Максимова, О. Персиц, Н. Ужви.
– На фестивале выступают и совсем юные органисты?
– Да, они дают два концерта – в колледже и МЗК. Такая практика существует уже пять лет, и она очень важна, т.к. способствует выстраиванию цепочки непрерывного органного образования: школа – колледж – консерватория.
– В этом году был достаточно неожиданный концерт, когда итальянцы Маттео Галли (орган) и Франческо Аттести (фортепиано) исполнили Реквием Дж.Верди в версии А. Лебо. Как возникла подобная идея?
– Это было предложение со стороны самих исполнителей, которые знали о нашем фестивале и выразили желание в нем участвовать (на что мы с радостью согласились).
– Выходит, что количество отечественных органистов с каждым годом растет, а география участников фестиваля расширяется?
– Фестиваль действительно набирает силу. Каждый год открывает публике новые таланты, в России становится все больше молодых, хорошо обученных органистов. Желающих принять участие в нашем фестивале достаточно много, и география их весьма разнообразна: это Франция, Германия, США, Италия, Австрия, Нидерланды и другие страны.
– Какой из концертов произвел на Вас наибольшее впечатление?
– Каждый концерт был по-своему значим. Очень интересно построил свое выступление Э. Дезарбр, выбрав для исполнения свежие, практически неизвестные нашему слушателю сочинения. Запомнились также три хоровые премьеры.
– Можно ли говорить о том, что инициативы фестиваля найдут свое продолжение на Первом международном конкурсе имени А. Ф. Гедике, который пройдет в сентябре?
– Это первый конкурс подобного масштаба за 120 лет существования класса, а затем кафедры органа в Московской консерватории. Уже сейчас из разных городов поступают заявки на участие в этом состязании. Важно и то, что в жюри войдут органисты мирового уровня. Программа конкурса включает как образцы зарубежной классики, так и сочинения русских композиторов – А. Гедике, А. Глазунова, Ю. Буцко, Д. Дианова. Мы многого ждем от этого конкурса и очень волнуемся!
Материал подготовила Мария Макарова