Просто о сложном
№ 9 (1256), декабрь 2007
Вышла в свет очередная книга доктора искусствоведения и всеми любимого педагога профессора Н. А. Симаковой «Контрапункт строгого стиля и фуга. Книга 2».
Заслуги Наталии Александровны перед теорией музыки необычайно велики. Она является автором более ста научных публикаций, а ее книги «Вокальные жанры эпохи Возрождения» и «Контрапункт строгого стиля и фуга. Книга 1» уже стали классическими. Многие авторские термины, например, «дискретное остинато», «фуга на хорал 1-го и 2-го рода», уже прочно вошли в обиход современной музыкально-теоретической науки.Этот грандиозный труд — научное исследование и в то же время учебник, который содержит необходимый, актуальный материал по курсу полифонии. Ученые, учителя и студенты получили прекрасную возможность открыть для себя много новых, интересных фактов, касающихся высшей контрапунктической формы — фуги, а шире — теории и истории музыки. По полноте освещения научных проблем полифонии эта книга может быть сопоставима лишь с трудами С. И. Танеева и В. В. Протопопова.
Не секрет, что предмет «полифония» очень сложен и находится на стыке музыки и математики, поэтому для подавляющего большинства музыкантов-исполнителей кажется недоступным. Но только не в классе Н. А. Симаковой!
Наталии Александровне удается очень просто и увлекательно говорить о сложном. И это неслучайно, ведь на протяжении многих лет она вела курсы гармони, сольфеджио и полифонии у музыкантов-практиков: исполнителей, дирижеров и композиторов. В ее классе прошли обучение свыше 1000 (!) студентов, среди которых А. Ведерников, А. Лазарев, Л. Казарновская, М. Плетнев, Ю. Слесарев, А. Диев, И. Монигетти. Но думается, что это еще и свойство характера замечательного человека, в котором требовательность и принципиальность удивительно гармонично сочетаются с легкостью, живостью, непринужденностью, бескорыстностью и добротой.
Важный принцип педагогики Н. А. Симаковой — опора только на подлинный композиторский, а не искусственно сочиненный музыкальный материал. В процессе преподавания профессор уделяет большое внимание технической стороне дела. Нельзя не вспомнить знаменитые остроумные и образные схемы, иллюстрирующие сложнейшие контрапунктические явления. Они переводят не всегда комфортные для музыкантов вербальные явления в область образности, ярких впечатлений. И тогда полифоническая техника «оживает», выявляет свою истинную сущность — не умозрительную, а интонационную.
Впервые в отечественной практике преподавания полифонии Н. А. Симакова ввела в курс полифонии задания по импровизации. К сожалению, во второй половине XX веке традиции музицирования были утеряны классическими музыкантами. В свои права вступила «узкая специализация», а исполнители и музыковеды перестали быть в то же время композиторами. По мысли Наталии Александровны, любой пианист, забыв текст на сцене, не должен паниковать. Он должен импровизировать! Профессором разработан уникальный алгоритм, позволяющий научить импровизации любого, даже не очень способного студента. И, когда на занятиях исполняются фуги, сочиненные самими студентами, уроки Наталии Александровны превращаются в настоящие концерты.
Несмотря на то, что труд «Контрапункт строгого стиля и фуга. Книга 2» — не практическое руководство, а фундаментальное монографическое исследование, в нем ставится задача преодоления разрыва между теорией и практикой. Даже в самой манере изложения чувствуется композиторский, музыкантский подход. Новизна и необходимость книги Наталии Александровны Симаковой очевидна. Она, безусловно, будет востребована умными, мыслящими музыкантами, теоретиками и практиками.
Александр Ивашкевич,
студент IV курса