Праздник хорового искусства
№ 8 (1255), ноябрь 2007
Отзвучал III Осенний хоровой фестиваль (26.09–29.10) — яркое и значительное культурное событие столичной музыкальной жизни. Форум подобного масштаба — это не просто серия концертов и мастер-классов, радостные встречи профессионалов с любителями хорового пения. Это, одновременно, и возрождение добрых старых традиций, и открытие новых ярких художественных явлений, еще не получивших признание публики, а главное — повод вспомнить о тех корифеях, благодаря которым хоровое искусство живет своей полнокровной жизнью.Осенний хоровой фестиваль, главным организатором и художественным руководителем которого является профессор Б. Г. Тевлин, с каждым годом набирает силу — в культурный процесс вливаются новые участники, на музыкальном небосклоне восходят новые имена. На этот раз, в «Год ребенка-2007», в концертной программе приняли участие четыре детских хоровых коллектива: Концертный хор «Вдохновение» ДМШ № 106 (руководитель О. Скворцова), Старший хор музыкально-хоровой школы «Радость» (руководитель Т. Жданова), Концертный детский хор Саратовского губернского театра хоровой музыки (руководитель А. Николаева) и Большой детский хор Российской государственной радиовещательной компании «Голос России» (руководитель А. Кисляков). В их репертуаре наряду с произведениями зарубежных классиков были широко представлены сочинения русских композиторов и современных авторов. Детские хоры порадовали слушателей прозрачностью и чистотой интонации, искренностью и непосредственностью исполнения.
Важной вехой фестиваля стало выступление Хора студентов Московской консерватории под управлением профессора С. С. Калинина при участии многих других музыкантов: А. Литвиненко (сопрано), Я. Иваниловой (сопрано), Д. Трунова (тенор), В. Моисеева (ударные), А. Жуковского (колесная лира), ансамбля солистов Танеевского музыкального общества, группы хора мальчиков Московского хорового училища имени А. В. Свешникова, мужского вокального ансамбля «Созвездие». Посвященный 150-летию памяти выдающегося русского регента Василия Сергеевича Орлова, концерт в Большом зале вылился в грандиозное музыкальное приношение.
На протяжении почти трехчасовой программы под названием «Русская хоровая музыка и колокольные звоны» слушатели были погружены в атмосферу удивительной нравственной чистоты и гармонии. Звучавшая в первом отделении музыка Д. Бортнянского, А. Кастальского, А. Гречанинова, С. Рахманинова, Н. Голованова, А. Никольского настроила публику на необыкновенно торжественный и величественный лад, чему способствовали не только духовный характер сочинений, уверенность и несуетность дирижерского жеста, но и звучание колоколов, помогавших слушателям переключаться из одного состояние в другое.
Второе отделение концерта было посвящено нашим современникам — прозвучали сочинения В. Кикты, Ю. Фалика, Р. Леденева, А. Холмогорова (под редакцией Ю. Буцко), В. Калистратова и Е. Юрьева (в обработке В. Калистратова). При всем различии композиторских манер, техник и стилей произведения современных авторов с их изысканными тембровыми сочетаниями и подчас необычным составом участников создавали сложности для исполнителей, но были очень тепло восприняты залом. Публику покорили чистота строя хора, отточенность интонации и слаженность ансамблей, стремление исполнителей донести авторский замысел во всей его глубине и многообразии. Запомнились «Молитва» В. Кикты, древнерусский духовный стих В. Калистратова, духовный стих А. Холмогорова — Ю. Буцко (первое исполнение), в которых развитие достигало впечатляющей мощи и силы. Большой резонанс имел и «Распев» Р. Леденева: неспешное развертывание мелодии и хрупкие политональные сочетания напомнили о широте и бескрайности русских просторов, овеянных дымкой грусти. Сочинение Ю. Фалика «Храм твой, Господи» как всегда порадовало красивыми гармоническими красками и полновесной хоровой фактурой. В хоре В. Кикты «Ночь роняет звезды», благодаря введению в ткань высоких женских подголосков, слушателя не покидало ощущение пейзажной звукописи, рисующей картину ночной природы. Известный романс Е. Юрьева «В лунном сиянии», где в качестве солистки блеснула А. Литвиненко, В. Калистратов решил в духе театральной сцены.
В столь сложной программе дирижеру приходилось постоянно координировать усилия не только отдельных исполнителей, но и групп (в частности, совсем еще юных и неопытных солистов Хора мальчиков), нечасто выступающих вместе. Он проявил по отношению ко всем максимум такта и деликатности, не только помогая и ободряя во время выступления, но и вызывая на поклоны. Длительные овации зала послужили достойной наградой исполнителям и особенно руководителю — Станиславу Калинину, который показал в тот вечер не только незаурядный талант и профессиональное мастерство музыканта, но и свободное владение устной речью в своем вступительном слове.
Последняя неделя фестиваля была отдана грандиозному мастер-классу под названием «Национальный молодежный хор российских консерваторий». В его программе были репетиции с объединенным хором, встреча с известными современными композиторами, лекция Е. Волкова на тему «Современное хоровое творчество» и посещение вечерних концертов. В работе приняли участие многие дирижеры: организатор мастер-класса, народный артист РФ профессор Б. Г. Тевлин, заведующий кафедрой хорового дирижирования Санкт-Петербургской консерватории профессор В. В. Успенский, художественный руководитель Государственной академической хоровой капеллы России имени А. А. Юрлова доцент Г. А. Дмитряк, хормейстеры Е. К. Волков, А. В. Соловьев. Костяк объединенного хора составил прославленный Камерный хор Московской консерватории.
Завершился мастер-класс и весь прошедший хоровой форум заключительным концертом в Большом зале, посвященным в 50-летней годовщине памяти преподавателя консерватории — хорового дирижера В. П. Мухина. В первом отделении Национальный молодежный хор с большим успехом исполнил цикл хоров Э. Денисова «Приход весны» (дирижер Г. Дмитряк) и «Чудотворные лики» Ю. Фалика (дирижер В. Успенский). Во втором отделении за дирижерский пульт встал бессменный руководитель Камерного хора Борис Тевлин.
Программа отделения была великолепно выстроена: от негромкой звучности «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова, «Верую» И. Стравинского, «Отче наш» А. Шнитке она шла cresсendo к «Херувимской» К.Пендерецкого, сочинениям В. Кикты («Как за церковью, за немецкою»), С. Танеева («Ты посмотри, какая мгла») и Р. Леденева («Край любимый»). Первая смысловая кульминация расположилась в «точке золотого сечения» и совпала с исполнением драматичной поэмы Р. Щедрина «Казнь Пугачева» с ее яркими сценическими эффектами, колокольными звонами и речитативными репликами «из народа». После скерцозной «Серенады» Щедрина прозвучала вторая, полнокровная и жизнеутверждающая кульминация — «Весенние воды» С. Рахманинова, ставшая апофеозом концерта и одновременно торжественно-гимничным окончанием всего мероприятия.
Надо ли говорить о том, что большой коллектив прекрасно справился со всеми «подводными камнями» современной музыки (которых было немало!). Нет сомнения и в том, что Камерный хор был стержнем объединенного состава — под него подстраивались все остальные участники. Объединенный хор жил на сцене, как один большой организм, подвластный жесту дирижера, демонстрируя точность штриха, четкость артикуляции, безупречность тембровой интонации и строя, а также все возможные градации звука — от эфемерного pianissimo и нежных акварельных красок до грандиозного fortissimo, отражающего бешеный разгул человеческих страстей; от легкого подвижного staccato — до мощного тембрового вибрато.
Фестиваль прошел на высоком профессиональном уровне, и основная заслуга в этом, бесспорно, принадлежит его художественному руководителю, который не только сумел объединить усилия множества самостоятельных коллективов и отдельных людей, но и собственноручно продемонстрировал высший класс во время показательных репетиций и концертных выступлений. Замечательные традиции русской школы, связанные с именами А. Д. Кастальского, Н. М. Данилина, П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского, В. Г. Орлова, В. П. Мухина и многих других знаменитых личностей, стоявших у истоков хорового образования в Московской консерватории, продолжают развиваться. Осенний хоровой фестиваль также все более набирает силу, вовлекая в свою орбиту неуклонно растущее количество участников и поклонников хорового искусства.
Мария Макарова