Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Неслыханная музыка

№ 3 (1268), март 2009

Я жалею лишь о том, что должен
отойти с полным чемоданом

Бела Барток

Г.Н. Рождественский

В афише симфонического концерта студентов дирижерского класса профессора Г. Н. Рождественского с кафедральным оркестром при участии самого мэтра и двух солистов значился только один автор – Бела Барток. Программа вечера в Большом зале наводила на мысль о «неслыханности» в прямом смысле слова большинства указанных в ней сочинений. О «популярности» музыки красноречиво свидетельствовало то, что оркестровые голоса студентам предстояло изготовить самостоятельно, ноты Танцевальной сюиты должны были быть доставлены из-за рубежа, а написанные еще в первой четверти прошлого века Скерцо для фортепиано с оркестром и Пять пьес для голоса и фортепиано в оркестровке Золтана Кодая вообще никогда не звучали в России.

Словом, в серьезности состоявшегося в преддверии Нового года концерта трудно усомниться. Он должен был дать ответ на ряд вопросов: окажется ли слушательская аудитория восприимчива к такому количеству музыки Бартока, способен ли оркестр, в своем большинстве студенческий, грамотно исполнить совершенно незнакомые и сложные сочинения композитора и, наконец, справятся ли со своими задачами молодые дирижеры?
И думается, что музыканты и любители, посетившие тот памятный вечер, были единодушны в своей оценке: участники концерта не просто преодолели трудности исполнения все еще остросовременной музыки Бартока, но и показали высокий художественный уровень.
Причин такого успеха несколько. Трудно переоценить роль вдохновителя этого концерта, знатока и пропагандиста музыки Бартока – Г. Н. Рождественского. Его педагогические советы, его участие в качестве ведущего, его обращение к публике со вступительным словом о Бартоке и комментариями к исполняемым произведениям, наконец, его выступление как дирижера и автора оркестровок фортепианных миниатюр – все это придало концерту статус крупной культурно-просветительской акции.
Другая причина успеха видится в том, что в дирижерских руках в тот вечер оказался гибкий профессиональный коллектив. Благодаря умелому руководству его художественного руководителя и главного дирижера А. А. Левина, молодым музыкантам по силам решать не только учебные задачи, но и вести успешную концертную деятельность. При очевидном поступательном движении оркестр кафедры оперного и симфонического дирижирования в скором времени способен стать одним из востребованных у музыкантов и любимых у слушателей коллективов.
К успеху концерта привел и энтузиазм, с которым молодые дирижеры репетировали с оркестром и готовились к ответственному выступлению. Было заметно, что каждый из них обладает самостоятельным мышлением и имеет творческую индивидуальность. В то же время при всем разнообразии почерков неизменно ощущалось следование высоким эстетическим идеалам дирижерской школы Г. Н. Рождественского.
В Скерцо для фортепиано с оркестром благородно-сдержанная манера игры пианиста Юрия Фаворина удачно сочеталась с юношеской пылкостью и неподдельным артистизмом Максима Емельянычева. В Пяти песнях для голоса с фортепиано красивому меццо Веры Романовской был обеспечен чуткий и эмоционально насыщенный аккомпанемент оркестра под точными и уверенными руками аспиранта консерватории Константина Хватынца, уже немало потрудившегося на ниве оперной и балетной музыки. Активное волевое начало и завидный темперамент продемонстрировал в Танцевальной сюите Константин Чудовский, также обладающий весьма успешным опытом профессиональной деятельности. Элегантная и упругая пластика жеста в сочетании с желанием раскрыть образный строй музыки Двух картин привели к прекрасным результатам Алексея Богорада, имеющего серьезный стаж оркестрового музицирования и умеющего почувствовать оркестр изнутри.
В завершение концерта, когда за дирижерский пульт встал сам Г. Н. Рождественский, у музыкантов оркестра словно открылось второе дыхание. Пиршество красок и калейдоскоп оркестровых тембров, которыми заблистали мастерски оркестрованные дирижером фортепианные пьесы «Остинато», «Звуки ночи» и «Танец в болгарском ритме», подарили слушателям незабываемые мгновения радости и явились мощным стимулом, побуждающим к освоению неисчерпаемых сокровищ музыки крупнейшего венгерского композитора ХХ века Белы Бартока.

С. Д. Дяченко,
преподаватель МГК

Поделиться ссылкой: