Свободный обмен мнениями
№ 3 (1268), март 2009
На протяжении первых недель второго семестра в Московской консерватории проходили важные встречи и. о. ректора профессора А. С. Соколова с преподавателями и студентами факультетов: Дирижерского (19.02), Оркестрового (24.02), Вокального (25.02), Композиторского (11.03), Фортепианного (12.03), Историко-теоретического (18.03).
Встречи проходили в деловой и дружественной обстановке, часто в переполненном помещении 21-го класса и, несомненно, имели для вуза судьбоносный характер. В ходе совместной дискуссии возникали самые разные вопросы – творческие и учебно-производственные, хозяйственные и организационные. Затронутые проблемы были весьма животрепещущими, многие из них потребовали незамедлительного решения. Именно этим объясняется повышенное внимание студенческо-преподавательского коллектива консерватории к инициативе профессора А. С. Соколова обсудить все коллегиально.
Одна из сложных проблем сегодняшнего дня – финансы. Но, несмотря на финансовый кризис, введение секвестра и сокращение бюджетных расходов во всех сферах образования, профессор А. С. Соколов заверил присутствующих, что консерватория не отказывается ни от одного из запланированных проектов, связанных с проведением концертов, конкурсов, фестивалей или обменных мероприятий.
А. С. Соколов также подтвердил, что генеральный план реконструкции и реставрации консерватории подвергаться изменениям не будет. Главным камнем преткновения пока все еще остается статус двух зданий, расположенных в Кисловских переулках, которые исконно принадлежали консерватории, но были утрачены в 90-е годы прошлого века. Их возвращению помогает правительство Москвы и мэр Ю. М. Лужков. Осуществление проекта начнется в самое ближайшее время со строительства оперного театра, а закончится в 2016 году, к 150-летию Московской консерватории.
Обсуждалось и предстоящее закрытие Большого зала, связанное с его капитальной реставрацией накануне XIV конкурса Чайковского. Концертная жизнь консерватории не может остановиться, и А. С. Соколов в результате уже идущих широких переговоров предложил несколько новых концертных площадок, которые могут компенсировать временное отсутствие Большого зала. Это концертный зал МГУ имени М. В. Ломоносова, зал МГТУ имени Н. Э. Баумана и огромное помещение Дома культуры ЗИЛа, где можно будет проводить абонементные циклы при участии всех факультетов.
Профессор А. С. Соколов вновь вынес на обсуждение давнюю идею о создании Художественного совета Московской консерватории. Этот коллегиальный орган, в который должны войти крупнейшие творческие личности, необходим для формирования грамотной стратегии разносторонней художественной деятельности прославленного вуза.
На каждом собрании наряду с общими для всей консерватории актуальными проблемами, естественно, поднимались темы, специфические для каждого факультета.
Так, на встрече с Дирижерским факультетом возник острый для него вопрос дальнейшего трудоустройства будущих выпускников в условиях, когда старая система распределения не существует. Получившие прекрасное образование, готовые к работе в вузах, училищах, в профессиональных коллективах, многие студенты, заканчивая дирижерско-хоровое отделение, идут… в храм. «Конечно, с одной стороны, храм – это спасение, возможность и регентовать, и петь, но, с другой – это только способ существования», – с тревогой констатирует декан профессор С. С. Калинин.
Еще один немаловажный вопрос, поднятый на собрании этого факультета, – практика, необходимая для формирования будущего профессионала. На этом также остановился декан: «Практика курсовых хоров, где студенты каждого курса и поют, и дирижируют в своем составе, – важное завоевание кафедры. Раньше такие хоры действовали только с 3-4 курса, когда ребята уже «перегорали», а теперь они «варятся» в хоровом музицировании с 1-го курса, одновременно развивая свои организаторские способности. Но самое ценное заключается в том, что эти хоры уже сами по себе являются полноценными исполнительскими коллективами: на концертах они демонстрируют такие музыкальные программы, с которыми может выступить далеко не каждый профессиональный хор».
Та же проблема стоит и в воспитании оперно-симфонического дирижера – студенты говорили о недостаточной репетиционной и концертной практике. И здесь особое для учебного процесса значение приобретает производственный оркестр кафедры оперно-симфонического дирижирования, поскольку его основная функция, несмотря на большую концертную работу, прежде всего – учебная.
Волнение ведущих профессоров Оркестрового факультета было обусловлено целым рядом обстоятельств: нехваткой исполнителей на отдельных инструментах, что особенно сказывается на деятельности учебного оркестра консерватории; маленькими зарплатами «вторых преподавателей» – концертмейстеров; несоответствием качества инструментов в классах для занятий по специальности.
На собрании была поднята и давняя больная тема – непосещение студентами оркестровых занятий «старшего» учебного симфонического коллектива, обусловленное их работой в различных столичных оркестрах. В ходе переговоров с профессором А. С. Соколовым и деканом профессором В. М. Ивановым было принято давно назревавшее решение о создании единого студенческого симфонического оркестра, куда войдут учащиеся первых трех курсов.
Основной темой обсуждения на Вокальном факультете стало настоящее и будущее оперного театра консерватории. «Очень радует, что проект строительства начнется с оперного театра, – сказал декан профессор П. И. Скусниченко. – Этот вопрос сейчас очень актуален. Все наши спектакли идут на высоком профессиональном уровне, при полных залах. Люди часто сравнивают их со спектаклями в Большом театре, Театре имени Станиславского, и все в один голос говорят, что, например, «Богема» у нас лучше, потому что выступают совсем молодые исполнители, которые впервые выходят на сцену.»
На собрании шла речь и о возможном сотрудничестве со Школой оперного искусства Галины Вишневской, и о репертуарной политике консерваторского театра. Кроме того, затрагивались такие больные темы, как повышение зарплат оркестрантам, солистам и артистам хора оперного театра, необходимость обновления инвентаря, и прежде всего костюмов, обуви, которым по 30 с лишним лет (многое досталось «по наследству» от Большого театра и Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). «Когда студент надевает дряхлый и пыльный костюм, да еще боится лишний раз повернуться, чтобы, не дай бог, он не разорвался, – это никуда не годится! – восклицает декан. – Нормальный, хороший костюм и добротные сапожки создают совершенно другое настроение, образно «подстегивают» студента: он уже не Вася, а Лыков, не Ваня – а Ленский.»
В ответ на выраженные пожелания А. С. Соколов предложил составить сметы по каждой опере, которые будут рассмотрены на ректорате.
Вопросы, связанные с оркестром, приобрели особое значение и на встрече руководителя консерватории с Композиторским факультетом. «Студенты должны слышать себя в оркестре до диплома хотя бы один раз, – утверждает декан профессор А. А. Кобляков. – Кроме того, необходимо восстановить традицию исполнения оркестровок, которая, к сожалению, была утеряна несколько лет назад». В числе пожеланий от кафедры инструментовки была высказана идея о необходимости создания современно оснащенного, радиофицированного класса, в котором могли бы проходить занятия. В смене оборудования особенно нуждаются 46-й и 30-й классы.
На повестке дня стояли и вопросы расширения творческих контактов Композиторского факультета с ведущими оркестрами столицы: БСО, Госоркестром (в настоящий момент композиторы сотрудничают только с оркестром Минобороны). Речь шла и об укреплении связей с Историко-теоретическим и исполнительскими факультетами.
На встрече с Фортепианным факультетом особенно подробно обсуждались качество инструментов в классах и залах консерватории, их состояние, ремонт, настройка, а также возможности новых поступлений, перемещения и ротации из залов в спецклассы. Профессор А. С. Соколов подробно остановился на сотрудничестве с крупнейшими фирмами «Стейнвей», «Ямаха», «Кавай», «Бехштейн». Декан профессор Е. И. Кузнецова затронула животрепещущую тему возможного призыва студентов в Армию и необратимых последствий такого решения для профессии пианиста.
Активное участие в обсуждении принимала профессура факультета. Речь шла и о давних традициях факультета, и о нынешней творческой деятельности молодых преподавателей, об организации гастролей талантливых молодых пианистов и обустройстве концертной жизни в период закрытия Большого зала. Встал вопрос и о статусе исполнительской аспирантуры (ассистентуры-стажировки), который в данный момент обсуждается в Министерстве культуры.
Педагогов и студентов Историко-теоретического факультета прежде всего беспокоили издательские возможности и переход (а точнее – непереход!) на двухуровневый процесс обучения: бакалавриат – магистратура. По словам А. С. Соколова, несмотря на преимущества старой системы образования, в Министерстве образования и науки этот вопрос пока окончательно не решен. Декан профессор И. В. Коженова выразила сожаление, что у нас до сих пор нет изданий под эгидой ВАК – в результате соискателям, выходящим на защиту, просто негде размещать статьи. Было принято также решение о возобновлении традиции публикаций студенческих дипломных работ.
Речь шла и об учебном процессе. Для его совершенствования в ближайшее время еще 40 классов консерватории будут оснащены звукозаписью и трансляцией; в дополнение к этому у педагогов появится возможность индивидуально пользоваться в классе демонстрационными DVD-плеерами. По поводу приемных требований руководитель консерватории считает, что нам следует взять на вооружение опыт МГУ, где система ЕГЭ не вводилась, а в качестве бонуса учитывается участие абитуриента в олимпиадах.
Многие общие для всех факультетов проблемы оказались связаны со студенческой жизнью. Студентов как всегда волновали вопросы стипендии, питания в столовой (в связи с неоднократным нарушением технологий приготовления пищи уже принято решение о замене обслуживающей столовую фирмы на новую), инертностью студенческого профкома и студсовета, а также с посещением факультативов, обязательных дисциплин и вторым высшим образованием. Сложной предстала ситуация библиотечного обслуживания, а именно: работа читального зала в летнее время, возможность беспрепятственной выдачи нот (в частности, современного репертуара), введение «ночного» абонемента.
Но наиболее наболевшей оказалась тема общежития – сложности с размещением и нехватка мест, вопросы прав и обязанностей живущих, взаимоотношения администрации общежития и студентов, санитарно-гигиенические мероприятия и многое другое. Руководитель вуза сообщил, что в планах консерватории стоит строительство новых корпусов студенческого общежития, что позволит значительно увеличить количество мест.
Многие вопросы, связанные с организацией нормальных условий для учебы студентов, живущих в общежитии (в частности, состояние инструментов в репетиториях и комнатах), было предложено вынести на специальное обсуждение. Но некоторые действия последовали незамедлительно. По результатам совместной дискуссии ректоратом уже принято решение о подключении каждой комнаты к Интернету, а также о продлении времени занятий: во втором учебном корпусе до 23-х часов, в репетиториях общежития – до полуночи.
Встречи оказались весьма плодотворными для обеих сторон. Живая творческая дискуссия, свободный обмен мнениями, пожеланиями и идеями позволили понять, что волнует консерваторию в настоящий момент и какие шаги следует предпринять руководству в ближайшем будущем. «Консерватория подобна живому организму, – сказал профессор А. С. Соколов. – Ее дыхание определяет пульс, который в каждое время слышен по-разному». Удастся ли его услышать на этот раз – покажет время.
М. В. Щеславская,
ответственный редактор «РМ»