Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Серьезность и блеск романтизма

№ 3 (1268), март 2009

200 лет со дня рождения Феликса Мендельсона-Бартольди – одна из заметнейших мемориальных дат этого года. Хотя фактически юбилей пришелся на начало февраля, но, судя по филармоническим афишам, отмечен он будет весьма скромно. Тем более приятным сюрпризом стал концерт из камерных произведений Мендельсона, состоявшийся в Овальном зале Музея имени Н. Г. Рубинштейна. Его инициатором выступила директор Музея Е. Л. Гуревич, которая связана с Мендельсоном «особыми узами». Дело в том, что именно ей в 2000 году довелось найти портрет Мендельсона кисти Н. Бодаревского, который в 1954 году был удален из Большого зала консерватории и вплоть до начала третьего тысячелетия считался вообще утерянным. Но, к счастью, был случайно обнаружен на складе БЗК вместе с портретом Йозефа Гайдна работы того же художника.
Есть и еще перекрестные связи: совсем юные Антон и Николай Рубинштейны в начале 1840-х годов вместе с матерью Калерией Христофоровной ездили в Лейпциг. Там она представила сыновей Мендельсону, с которым была лично знакома.
Кажется, что все эти сопутствующие обстоятельства придали концерту особую атмосферу, словно «гений места» осенил этот зал и вызвал у его сегодняшних посетителей особые эмоции. И действительно, слушатели горячо откликались на игру студентов и выпускников Московской консерватории, а комментарии Анны Маклыгиной, студентки историко-теоретического факультета, позволили мысленно окунуться в эпоху, когда творил Мендельсон.
Фортепианная музыка обрамляла весьма насыщенную программу. Праздничный тон задало «Рондо-каприччиозо» в исполнении Светланы Безуглой (класс С. Терехова). В этом раннем опусе, созданном в 1824 году, явственно слышались будущие скерцозные мотивы Увертюры к пьесе «Сон в летнюю ночь». Ученицы профессора З. Игнатьевой Ли Цзяньжу и Ирина Бунятян представили Прелюдии и фуги, в которых Мендельсон мастерски воплотил идею соборности, почерпнутую у Баха; а Ким Джуи сыграла самые задушевные сочинения юбиляра – «Песни без слов».
Но, пожалуй, особенно воодушевили публику мендельсоновские «Серьезные вариации» в исполнении самой юной участницы, ученицы ЦМШ Анны Цыбулёвой (класс профессора Л. Рощиной). Как показалось, А. Цыбулёва естественно ощущает себя в романтике: здесь было и любование поэтическими фантазиями, и драматические всплески эмоций.
Столь же разнообразно и ярко прозвучал Секстет ре мажор у студентов класса Н. Рубинштейн Соны Аршакян (фортепиано), Евгения Икова (скрипка), Анастасии Саликовой и Анны Шестаковой (альт), Николая Шугаева (виолончель), Джеймса Оеси (контрабас). Такие «нетрадиционные» по составу ансамбли редко проходятся и в учебной практике, и почти не встречаются в концертах. Тем более хочется отметить энтузиазм ребят, увлеченно и со вкусом исполнивших это весьма развернутое сочинение.
Кларнетист Илья Ярцев (студент доцента Е. Петрова) и пианист Сергей Воронов представили такой раритет, как Соната для кларнета и фортепиано ми-бемоль мажор, ноты которой недавно были найдены в архивах. Не обошлось и без знаменитого фортепианного Трио ре минор, вдохновенно сыгранного пианисткой Надеждой Писаревой, скрипачкой Екатериной Назаровой и виолончелистом Александром Раммом (класс Н. Рубинштейн). А панораму жанров завершила эффектная пьеса «Allegro brilliante» для двух фортепиано, которую в соответствии с названием блестяще сыграл известный дуэт Ирины Силивановой и Максима Пурыжинского (в прошлом – воспитанники профессора А. Бондурянского).
После прослушивания такой программы вопрос, актуально ли наследие Мендельсона сегодня, отпал сам собой. Было очевидно, что молодые музыканты играют их с явным удовольствием, вероятно, находя в них отражение чистых и восторженных эмоций, которых нам порой не хватает в повседневности.

Доцент Е. Д. Кривицкая

Поделиться ссылкой: