Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Порт@л в режиме on-line

№ 7 (1263), октябрь 2008

В музыкальной журналистике Московской консерватории произошло событие: на официальном интернет-сайте консерватории открылся новый портал «Российский музыкант 2.0». Непривычные для читателя нашей газеты цифры – «2.0» – должны быть понятны интернет-потребителю: ими обозначено создание новой, электронной версии давнего консерваторского периодического издания.

Любители подержать в руках шуршащий свежий газетный opus не должны огорчаться – основная печатная версия обеих газет остается с вами. И не только потому, что чтение с экрана не всеми любимо и не всем доступно. К счастью, и книга, и журнал, и газета вопреки прогнозам пессимистов продолжают занимать свою нишу в культурной жизни. Об этом свидетельствуют книжные ярмарки и магазины, многочисленные газетно-журнальные развалы и киоски.

Издание на бумаге в периодической печати содержит ряд важных творческих требований: ограничение места и окончательность текста взывают к тщательному отбору предлагаемых материалов и к их многоступенчатой шлифовке – жанровой, логически-смысловой, литературно-стилистической. Для специального издания, в частности, музыкальной газеты, выходящей раз в месяц, это принципиально важно: текст, будучи напечатанным, именно таким остается в истории.

Консерваторские газеты уже давно, с 2000 года, «прописались» на интернет-сайте Московской консерватории. Но они существуют там в формате PDF, то есть в облике своего оригинал-макета, который формируется при предпечатной верстке. Он включает расположение материалов и иллюстраций на полосах, характер рубрик и заголовков, выбор шрифтов и множество других визуальных деталей печатного издания, из которых комплексно складывается целое – смысловая и зрительная концепция номера. Это – экранное отражение каждого печатного выпуска, позволяющее далеко за пределами консерватории знакомиться с ним как художественным целым. И оно на консерваторском сайте остается.

Вновь созданный портал «РМ 2.0» предлагает иное общение с читателем. Здесь главным становится ежедневное поступление разнообразной информации. Разнообразной по содержанию (события, портреты, творчество…) и форме – вербальной (включая перепечатку материалов консерваторских газет с соответствующей ссылкой или предполагаемый научный раздел Musica Theorica), изобразительной (фото и видео), звуковой.

Интернет-публикация не знает ограничений ни по объему текста, ни по количеству иллюстраций, ни, соответственно, по приоритетному отбору материалов. Любой факт или зарисовка «с натуры», способные заинтересовать, могут влиться в широкий поток информации, сразу выходя к потребителю. Особенно информации оперативной, событийной, злободневной, которой насыщена консерваторская жизнь (будь то встреча руководства со студентами, открытие выставки, появление в одном из классов нового рояля или фотокадр «Обед» в студенческом буфете). Ее место именно на интернет-портале. Все уважаемые современные печатные издания, как общественно-политические, так и специальные, давно развивают свои интернет-версии, не отказываясь, естественно, от печатной формы. Размещение на портале позволяет также формировать электронную картотеку опубликованных материалов по темам, рубрикам, авторам. Теперь все это будет и у нас.

«Это следующий этап развития консерваторской прессы, – говорится с экрана во вступительной статье «РМ 2.0». – На страницах портала будут публиковаться не только статьи, вошедшие в печатные консерваторские газеты («Российский музыкант» и «Трибуна молодого журналиста»), но и множество материалов, специально созданных для интернет-порталаВдобавок, «Российский музыкант 2.0» – интерактивен, каждую публикацию можно обсуждать прямо здесь без сложной процедуры регистрации».

И это последнее – главная новация для консерватории. Читатель, ради которого осуществляется коммуникация и на которого направлена журналистская мысль, благодаря режиму on-line оказывается как бы рядом. Обоснованный теоретически «механизм обратной связи», присущий музыкальной журналистике, в интерактивной ситуации реализуется практически – осязаемо, зримо, – повышая значимость контакта. Правда, при этом немаловажно, чтобы вступающий в диалог соответствовал предложенному уровню коммуникации.

Амбициозная заявка организаторов портала – «Цель Российского музыканта 2.0 – стать центром музыкально-творческой жизни Московской консерватории в сети Интернет» – не донкихотство. Она исходит из реалий масс-медиа XXI века. Возможности, которыми обладает Его Величество Интернет в решении информационных задач, действительно безграничны. Хочется пожелать молодой команде наших вчерашних выпускников творческих сил, выдумки и энергии на их новом профессиональном поприще. Удачи, коллеги!

Профессор Т.А.Курышева,
главный редактор газет МГК

Поделиться ссылкой: