В потоке торжеств
№ 7 (1263), октябрь 2008
Юбилейные торжества и мероприятия, посвященные Давиду Ойстраху, прошли в конце сентября во многих городах нашей страны. В Москве празднование знаменательной даты вылилось в грандиозный Фестиваль, продлившийся с 23 сентября по 21 октября, в котором приняли участие выдающиеся музыканты всего мира.
Среди выступавших, конечно же, ученики великого Мастера скрипки – Виктор Пикайзен, Гидон Кремер, Лиана Исакадзе, Александр Винницкий, Сергей Гиршенко, а также: скрипач Алексей Игудесман; пианисты Тигран Алиханов, Владимир Овчинников, Михаил Петухов, Яков Кацнельсон, Ричард Хьюнг-Ки Джу, Кармен Пиаццини, Тамара Личелли; виолончелисты Александр Рудин, Гиедре Дирванаускайте; Владимир Тарасов (ударные). В числе исполнительских коллективов – Российский государственный струнный квартет во главе с ученицей Ойстраха Татьяной Беркуль, Камерный оркестр Московской консерватории (художественный руководитель и главный дирижер Феликс Коробов), Симфонический оркестр кафедры оперно-симфонического дирижирования (художественный руководитель Анатолий Левин), оркестр «Kremerata Baltica». В программу Фестиваля вошел также III Международный конкурс скрипачей имени Д.Ойстраха, открывшийся 30 сентября в Большом зале исполнением Скрипичного концерта Сибелиуса (солист Никита Борисоглебский).
29 сентября состоялась Научно-творческая конференция, организованная кафедрой истории и теории исполнительского искусства под руководством проректора по научной и творческой работе Е.Г.Сорокиной. Со вступительным словом к присутствующим обратился ректор консерватории Т.А.Алиханов, передавший бразды правления заведующему кафедрой В.П.Чинаеву. В своей масштабной лекции, длившейся около двух часов и названной «Столетие современника, или О чем пела скрипка Ойстраха», В.А.Юзефович подробно осветил все этапы жизни и творчества Давида Федоровича, представив, казалось бы, исчерпывающую характеристику Личности и Музыканта. Однако портреты таких художников, как Ойстрах, в своем богатстве и многообразии неисчерпаемы, что и было подтверждено в последующих докладах А.З.Бондурянского, В.И.Вороны, М.М.Берлянчика, Е.Л.Сафоновой. Особый колорит внесли воспоминания учеников Давида Федоровича, ныне преподающих в консерватории, – А.Г.Богданяна, С.Г.Гиршенко, М.А.Готсдинера, А.Е.Винницкого, И.А.Фролова.
В рамках конференции прозвучали сочинения, посвященные Ойстраху, – Поэма Е.Светланова для скрипки и фортепиано в исполнении П.Седова и В.Юницкого, Соната-фантазия И.Фролова для скрипки соло в исполнении А.Федотовой и Andante из трио А.Бабаджаняна в исполнении Е.Кузнецовой, И.Чепижной, А.Котляревского. Также прошла презентация новых CD-изданий Московской консерватории и фонда «Незабытые имена», вызвавших большой интерес у присутствующих.
23 сентября в фойе Большого зала открылась выставка «Век Давида Ойстраха. К 100-летию со дня рождения», в оформлении которой приняли участие научный сотрудник ГЦММК имени М.И.Глинки Т.В.Нилова, художник-оформитель М.М.Коротаев, фотограф С.Г.Новоселов и директор Музея имени Н.Г.Рубинштейна Е.Л.Гуревич. Эта экспозиция направляет музыкантов ХХI века к постижению эпохальности творческого наследия великого скрипача.
Накануне отъезда в Одессу Э.Д.Грач, приглашенный на презентацию памятника Давиду Ойстраху, сказал: «Ни один скрипач не избежал его влияния, даже если не был учеником Ойстраха. Это Личность. Чем больше лет проходит со дня невероятно ранней кончины, тем больше понимаешь его величие. Только со временем можно оценить: лучшим скрипачом ХХ века был Ойстрах. Хотя были и «император скрипки» Хейфец, и потрясающий Стерн, и невероятный Шеринг, и гениальный Менухин, не говоря уже о такой фигуре, как Крейслер… Давид Ойстрах для меня – Номер один. Для концерта, посвященного 100-летию Д.Ф.Ойстраха в Большом зале консерватории (25 ноября), я выбрал квартет Бетховена, секстет Брамса в переложении для камерного оркестра и концерт Баха ля минор в исполнении Виктора Пикайзена, любимого его ученика. Давид Федорович любил триаду: Бах – Бетховен – Брамс»…
Доцент Е.Л.Сафонова